#158 Коготь » 16.04.2012, 17:52
Часть 3 /черновик обновления от 16.04.12//не вычитано и будет сильно корректироваться
И вот сейчас, Павла готовилась предстать, пред ясны очи своего комполка. Да не с пустыми руками предстать, а с официальным документом сразу от трех организаций. Общим признаком всех трех организаций было только наименование их головного наркомата. У-2 усыпляюще жужжал. Протирая глаза, Павла отметила, что пары часов для сна ей для отдыха было явно маловато.
- Слышь, друг. Ты поближе к штабу 23-го истребительного зарули если можешь. Знаешь где это?
- Знаю, могу и подвезти. А у самого, что ноги разболелись?
- Нет, просто не хочу с кучей народа здороваться. Дело у меня сегодня шибко срочное.
- Угу. Ладно, сделаем, раз такая срочность.
***
На крыльце штаба 23 ИАП богатырским манером развернув свои пусть не совсем богатырские, но и совсем даже не слабые плечи, глубоко дышал самый в этом полку главный человек. Его орлиный взгляд сурово глядел на приближающуюся фигуру старшего лейтенанта.
- Здравия желаю, товарищ полковник, разрешите обратиться?
- Явился, не запылился? Обращайтесь.
- Приказано доставить пакет вам и командованию бригады.
- Это что еще такое?
- Это пакет, товарищ полковник.
- Сам вижу, что не открытка! О чем тут?
- Так о том, что меня временно требуется командировать в новый Центр воздушного боя. Ну не одного меня, требуется еще человека четыре. Двоих с бипланов, и двоих с 'ишаков'. Ну и еще там ходатайство о разрешении мне через пару дней сдать переподготовку на 'ишака' и допустить к полетам.
- Паша, ты, что совсем обнаглел? Медкомиссию змий не прошел, а уже за моей спиной с НКВД договариваешься! Думаешь, я на тебя злодея управы не найду?!
- Никак нет, товарищ полковник. Ни о чем таком я специально не договаривался. Просто этой ночью меня это ведомство из кровати нежно так выдернуло, да и заставило свои предложения в срочном порядке готовить. В общем, спешат они куда-то. А раз я погранцов в последние пару дней отпуска сильно в воздушных боях замучал. То решили, что я уже совсем здоров, и больше ничего слушать не хотят.
- Опять, старлей, ты меня тут за дурака держишь. Если бы ты сам им сказал, что из-за здоровья пока не можешь летать, то никто бы тебя из больничной койки в небо не потянул. А?! Ты, что же это Колун хочешь совсем со мной поссориться?
- Не хочу. Можно вас на пару слов с глазу на глаз? А то уж слишком много народу тут.
- Ладно, жди меня тут. Сейчас я дежурному пару слов скажу, и отойдем с тобой побеседуем.
'Чем дальше, тем больше. Не знаю уж как для самого Колуна, а для меня этот отец-командир скоро точно в родного отца превратится. Каждый раз на меня смотрит как на блудное дитя. И хоть мне за Пашкины старые выкрутасы ни капельки не стыдно, ведь не я это делала. А все же в глаза ему смотреть не могу спокойно. Словно я долгов наделала, а вовремя отдать забыла'.
Два красных командиров стояли у развевающегося на легком ветру полосатого сачка посадочного конуса. Со стороны казалось, что это родитель отчитывает своего нерадивого отпрыска. И хотя на деле этих людей связывали взаимоотношения несколько иного характера, но стиль беседы и вправду напоминал семейный воспитательный процесс.
- Иваныч, послушай меня. Я ведь сейчас нарушу все мыслимые правила и совершу должностное преступление.
- Ты что же сопляк мне своими кулаченками грозить вздумал? А ну давай, попробуй! Так я тебе щенку сейчас покажу, как своего командира в хрен собачий не ставить. А? Чего замолк?
- На тебя, Иваныч, я бы руки в жизни не поднял. Хоть сам меня прямо тут на месте пристрели. А должностное преступление мое будет в другом. То, что я тебе сейчас расскажу, является тайной высокой степени секретности. Вот если ты захочешь меня под расстрел подвести, то можешь это кому-нибудь рассказать.
- Хватит уже Паша мне тут байки травить. Ты лучше скажи, как ты уговорил НКВД-шников тебя в небо выпустить?
- Жаль, что ты, Иваныч, мне не веришь. Не уговаривал я никого. Просто мои предложения приняты и теперь времени на все про все у нас кот наплакал. И раз ты меня слушать не желаешь, то я пожалуй ничего рассказывать и не буду. И секретность тогда сохранится, ну а дружба... Много чего хорошего было за эти два года. Прости меня коли что ни так. И спасибо тебе, Иваныч, за все...
- Ты тут старлей из меня слезу не выдавливай. Я вообще-то старше и об уважении забывать не нужно. А ты еще пока мой подчиненный, так что, давай, докладывай, что там у тебя снова за хрень режется.
- Докладывать секретные сведения, товарищ полковник, я права не имею. И рассказать я их, Иваныч, могу, только если слово коммуниста получу, что все это когда срок придет с тобой в могилу ляжет.
- Паша, ты, что совсем охренел? А если я тебе прикажу?
- Готов к любому взысканию за нарушение такого приказа.
- Угу. Знаешь, небось, что тебя твои новые покровители прикроют, вот и хорохоришься. Ладно, даю тебе слово коммуниста, что сказанное тобой никто кроме меня не узнает.
- Тогда слушайте, товарищ полковник...
...
- Вот так, Иваныч, придется мне ребят научить и в том монгольском центре за 'японца' летать. А еще может так случиться, что буду я там свои 'Тюльпаны' на боевых самолетах испытывать.
- Знаешь, Паша, мне иногда кажется, что ты уже окончательно с катушек съехал. А в этот-то раз, зачем именно тебе в эту кашу лезть? Обучил бы погранцов, да обратно в бригаду и вернулся. Ну, вот на кой хрен тебя туда несет-то?
- Пойми, Иваныч, там сейчас ребята в кабинах горят. А те с.уки, которых мы с ребятами над Кантоном гоняли, сейчас нашим салабонам обученным по методикам мирного времени уже юшку кровавую пустили. И пока начальство опытных бойцов соберет, сколько еще их в монгольских песках крылья сложит. Сколько?!
Полковник почесал затылок, глядя в след взлетевшему самолету.
- Дааа, Колун. Прав был комиссар. Так и хочется тебя святой водой окропить, чтобы дурь твоя из башки-то повывелась. Ты знаешь, а ты мне снился сегодня. Не знаю к чему этот сон. Говорят, что те, кого во сне мертвыми видишь, потом еще долго жить будут.
- Значит и мне долгая жизнь предстоит.
- Ты, Паша, в том сне меня своей гибелью от смерти спас. Глупо, конечно, в такое верить... Вот только боюсь я, Паша... Боюсь, что сон этот все же вещим окажется. Не хочу я мамке твоей письмо о геройской гибели ее единственного сына писать. Ни про кого из наших хлопцев писать не хочу, а про тебя дурака особенно.
- Не бойся, Иваныч. Я вон тоже себя к недолгой жизни готовил. Мол, сколько смогу проживу, главное чтобы толк был. А мне одна гадалка Харьковская по этому поводу как щелкнула по носу. Взяла да и нагадала, что я дольше проживу, чем я сам себе в своем легкомыслии отмерял. Ну, в том смысле, что не одну войну я насквозь пройду. Так что если уж ты, Иваныч, мне все-таки веришь, хоть и трудно тебе после всего, что было... Если веришь в то, что я тебя не подведу, то, пожалуйста, верь до конца. А вернусь из Монголии, сам мне любое наказание выбери.
- Все-таки точно дурак ты Колун. В хрен ли мне твое наказание уперлось. Не потому тебя хулигана наказывали, что начальству это шибко приятно, а чтоб голова твоя за ум бралась, и плечи свои могутные покидать-то не спешила. Одно слово чудо ты Пашка. У тебя, когда занятия в ШМАСе начинаются? Через час? Ну, так бегом машину лови до Житомира, а то опоздаешь.
- Разрешите идти?
- Бегом старлей! А то я тебя и хворостиной могу ускорить... Не, ну вот ведь засранец...
***
В ШМАСе занятия шли своим чередом. Доложив майору о предполагаемом сокращении сроков командировки, Павла тут же выложила и свои предложения по объединению занятий по радиоделу и воздушной стрельбе, предложив обучать радистов и стрелков совместно в контексте управления воздушным боем с перехватчиками противника. По электрохозяйству показала свои наработки по установке на СБ во фронтовых условиях суррогатной дублирующей электропроводки. Начальство обещало подумать и, доказывая свою злопамятность, тут же напомнило о своем требовании поучаствовать в сегодняшней парашютной выброске, которую Павла планировала проводить в условиях максимально приближенных к боевым. То есть, примерно, как в Крыму. В общем Павле стоило немалого труда одновременно готовить предложения по таким разным учебным дисциплинам и свой доклад для новых коллег. Прыжки на удивление прошли без сбоев. Майор Коробицын даже выразил старшему лейтенанту благодарность за внедрение в планы обучения школы чрезвычайно эффективные новые методики. Во время перерывов в занятиях Павла сидела, набрасывая тезисы к вечернему выступлению. Пообщаться с коллегами по школе ей было некогда. Наконец, после отбоя, снова пожаловал тот же лейтенант госбезопасности, и Павла на обшитом перкалем биплане снова унеслась в ночь, в направлении своего нового места работы.
***
- Внимание товарищи! До вступления в должность нового руководителя учебного центра, исполняющим обязанности такового будет исполнять старший лейтенант Колун. Вам слово товарищ старший лейтенант.
- Товарищи. Нам с вами выпала великая честь и ответственность начать подготовку боевых летчиков по новым методикам, специально предназначенным для освоения тактики противодействия авиации сопредельных нашей стране государств. Эту задачу можно сформулировать примерно так. Быстро учимся воевать, используя сведения о потенциальном противнике, затем проверяем в боях насколько эффективна наша система подготовки, далее быстро систематизируем боевой опыт, внедряем в практику обучения новые приемы, затем также стремительно определяем чему нужно учиться дальше. Далее этот цикл повторяется. На постановку учебного процесса и обучение первой группы пилотов-инструкторов у нас с вами примерно месяц. За этот месяц мы должны максимально эффективно наладить учебный процесс и передать его вместе с техникой нашим приемникам. Через месяц первая группа отбывает в Монголию, для проверки результатов нашего обучения в боевых условиях. 'Странно. Слушают внимательно, как будто я не ниже их по званию на одну две ступени'.
- Обращаю ваше, товарищи, внимание на тот факт, что сейчас практически неважно имеет ли наш потенциальный противник именно в данный момент мощные и современные самолеты. Или у него просто есть деньги для их закупки. Или у сопредельной страны даже денег нет, но у других государств имеющих такую технику есть какие-то политические интересы, обосновывающие льготное предоставление такой стране целевого займа. Во всех вариантах правильнее считать, что самолеты у этой страны уже есть. Поэтому при оценке военного потенциала авиации сопредельных стран в первую очередь мы будем оценивать наличие взлетнопосадочных полос и удаленность от объектов на нашей территории. А по самолетам...Вот, взгляните на эту таблицу. Исходя из нее, следует, что у Финляндии практически нет боевых самолетов заслуживающих нашего с вами внимания. Но. Рядом с Финляндией находятся такие страны, как Швеция, Голландия, Англия. В этих странах более-менее современные самолеты есть, и ничто им не мешает, как продать эти самолеты Финляндии, так и сдать их ей в аренду вместе с пилотами. А США легко продадут этой стране свои самолеты. Ибо, как у них там говорят, 'ничего личного - дело есть дело'. То есть, переводя на русский язык, - выгодный заказ ни один капиталист упускать не намерен. Вывод. В случае внезапного конфликта, например, с Финляндией, драться нашим пилотам придется со сборищем из вполне современных самолетов. Например, американские Р-35, Р-36 и 'Буфало' запросто могут оказаться в одном строю с голландским 'Фокером-XXI' и британским 'Гладиатором'. Причем, кроме 'Гладиатора', все остальные аппараты могут практически на равных сражаться с И-16, а перед И-15 и И-15 бис имеют преимущество. В то же время аэродромов рядом с границей на территории Ленинградского военного округа значительно меньше, чем на территории самой Финляндии. А значит, количество боевых вылетов может оказаться сопоставимым. Вот так из 'гадкого утенка' ВВС Финляндии всего за несколько месяцев способны превратиться в серьезную силу, способную в первые месяцы перемолоть слабо подготовленые авиаудары наших наспех собранных с других военных округов авиачастей. И вот поэтому при моделировании будущего противостояния лучше учесть дополнительный и достаточно вероятный фактор, который в действительности может и не проявиться, чем потом объяснять свои неоправданные потери, тем, что мы де не знали, что враг может себя вот так повести. Но. Чрезмерное фантазирование также может увести нас от реальной задачи и похоронить наши планы под грузом организационных проблем. И поэтому, товарищи, планирование состава учебного парка самолетов должно опираться на следующие принципы. Первое, это реальность получения самолета в течение полумесяца или месяца. Второе, максимальное снижение затрат на укомплектование самолетного парка, за счет использования снятых с вооружения и переоборудованных для обучения самолетов. Третье максимальное приближение особенностей учебных самолетов к особенностям тех самолетов, которые они изображают.
- Напоминаю также, что вокруг наших границ могут оказаться вооруженные силы любых стран. Но в первую очередь рассмотрим, тех, у кого для этого достаточно ресурсов и кому позволяет удаление от наших границ. Это авиация таких стран, как Япония, Польша, Румыния, Италия, Германия, Финляндия, Венгрия, Чехословакия и Болгария. Что же до Англии, Франции и США, то их оружие наверняка будет продано любому нашему противнику, но вероятнее всего не самых последних моделей, а уже изрядно послужившее своим ВВС. Кому-то из вас может показаться, что если с какой-то из этих стран у нас есть мирный договор, то и рассматривать этого противника не нужно. Это не верно! Договора заключают, чтобы соблюдать их до тех пор, пока это выгодно. К примеру, если на нас нападет Япония, то, что мешает Румынии и Польше и даже Германии воспользоваться удачному для них стечению обстоятельств? Это понятно? Ну а раз понятно, то, как старший инструктор Учебного центра я буду рассматривать любые разговоры о том, что де не нужно изучать этого противника потому, что он для нас не опасен, как саботаж и уклонение от выполнения обязанностей. Со всеми вытекающими последствиями.
- А, теперь, когда мы примерно описали круг задач создаваемого нами Учебного центра, давайте ответим сами себе на вопрос, какие же самолеты нам нужны и кого они будут изображать?
В помещении было душновато. Долгая речь к тому же сильно утомила непривычные к частым выступлениям голосовые связки. Павла осушила граненый стакан теплой воды, и, поправив ворот, продолжила. На нее спокойно и внимательно глядели несколько пар глаз.
- Итак, товарищи, продолжим. Кроме непосредственно учебно-боевых самолетов нам будут необходимы несколько спарок УТИ-4 и ДИТ. Эти самолеты мы будем применять для начальной отработки новых приемов, а также для контроля огневой подготовки по маневрирующим воздушным мишеням. Комплектация "спарок" стандартная. Вдобавок, все необходимые нам учебно-боевые самолеты должны будут иметь цельнометаллическую конструкцию закрытые бронестеклом кабины и двойную-тройную обтяжку полотном. ИП-1 с двигателем М-62 и с убирающимся шасси будет имитировать новейшие японские самолеты, которые могут оказаться в Монголии, а также американские истребители Р-35, Р-36 и 'Брюстер Буфало'. С рядным двигателем М-103 он будет имитировать немецкие 'Мессершмидт-109' и 'Хейнкель-112', французские 'Кодроны-713' и 'Моран-Солнье-405', заодно чешский В-35, а также английские 'Харикейн' и 'Спитфайр'. Другой вариант ИП-1 с мотором М-62 и неубираемым шасси от И-15 будет изображать последнюю модификацию японского И-96, американский Р-26 и голландский 'Фокер-21'. И-4 с мотором М-25 и с шасси от И-15 в варианте моноплана сымитирует нам польские и румынские истребители ПЗЛ Р-7 и Р-11. А в варианте биплана с разными моторами, будет изображать итальянские 'Фиаты CR-32/ CR-42', английские 'Гладиаторы', чехословацкие 'Авиа-534' и японские И-95. Р-6 с моторами М-34 или М-25 с обтекателями на шасси будет изображать бомбардировщики. Если сможем получить еще хотя бы пару СБ, или ПС-40, то сможем имитировать перехват скоростных целей. Для обучения высотному перехвату требуются самолеты с гермокабинами, об этом будет отдельный разговор. А сейчас нам очень важно, получить как можно больше сведений по конструкции и тактике боевых самолетов соседних стран. Если по истребителям нас интересуют в первую очередь характеристики двигателя, мощность вооружения и летные данные. Скорость, скороподъемность, радиус виража, скорость крена, и высота, набираемая за один боевой разворот, а также скорость сваливания и сведения о том, может ли самолет долго летать в перевернутом положении и на каких субкритических углах атаки он может летать и набирать высоту. То по бомбардировщикам в первую очередь интересует расположение и состав оборонительного вооружения, углы обстрела и мертвые зоны, а также расположение бензобаков и брони. И конечно скоростные и высотные данные, и возможность полета этих аппаратов на одном двигателе. В связи с тем, что проверять эффективность новой системы обучения придется в Монголии, предлагаю для всех условно 'японских' самолетов улучшить горизонтальную маневренность за счет установки на крыльях парных интерцепторов приводимых вместе с элеронами. А поскольку на начальном этапе обучения нам такая точная имитация будет не особо нужна, времени на переоборудование нескольких машин нам должно хватить.
- Таким образом, подводя итоги сказанному, для нормальной работы учебного центра требуется примерно следующее количество самолетов. Двухместные учебно-тренировочные истребители общим количеством пять машин. Из них два ДИТ и три УТИ-4. Истребители ИП-1 общим количеством двадцать машин. Из них восемь с М-62, четыре с М-103, четыре с М-62, но с шасси от И-15, и еще четыре для первоначального обучения с моторами М-25. Истребители И-4, общим количеством двенадцать машин. Из них четыре моноплана с моторами М-62, четыре биплана с моторами М-62, и четыре биплана с моторами М-100. Бомбардировщики Р-6 общим количеством шесть машин. Из них три с моторами М-34, и три с М-25В, все с шасси в обтекателях. Бомбардировщики СБ два с любыми моторами. На всех учебных истребителях вооружение по паре ПВ-1, а на бомбардировщиках по четыре ДА. Ну и собственно те самолеты, на которых предстоит воевать особой эскадрильи. Это Р-10 и И-14, последние в пушечном варианте вооружения. То есть получается, что для полного укомплектования Учебного центра требуется сорок пять учебных машин и около тридцати боевых. Будем реалистами, такое количество за пару недель получить не удастся. Более того часть из перечисленной техники вообще будет нужна только для обучения наших летчиков против авиации Европейских стран, значит на первое место выходят кроме "спарок" всего два типа машин. ИП-1 с М-62, с убирающимся и с неубирающимся шасси в обтекателях.
- Кроме того чрезвычайно важно иметь представление о структуре и составе авиачастей, уставах и воздушной тактике потенциального противника. Наша задача будет в тщательном исследовании боевого потенциала авиации противника, и в отыскании эффективных тактических контрприемов, которые позволят отобрать у противника практически любое его преимущество. Вообще нам нужно сделать так, чтобы преимущество противника в бою с нашими пилотами становилось его недостатком. Если противник имеет более скоростные машины и старается воевать с превышением, то можно найти способ сделать неэффективными его скоростные атаки. Например, затянуть его на малые высоты, где у него никаких особых преимуществ уже не будет. Если же у врага более маневренные самолеты, то нам, наоборот, нужно эффективнее использовать вертикальный маневр и минимально бой на виражах. Противник работает из засад, устроить на него свои засады. Другой противник применяет авиацию массированно, собирая в одном месте сразу много самолетов, значит разбивать вражеский строй превосходящим огнем крупнокалиберного оружия. Сбивать ведущих первых звеньев, и заходить с таких углов, чтобы в прицел попадало сразу по нескольку самолетов, а по своему самолету, чтобы било минимальное число оборонительных стволов противника.
- Значит так, товарищи. Нам в новом Центре воздушного боя нужны будут инструкторы. Сразу предупреждаю, летать вам чаще всего придется за наших потенциальных противников, на самолетах похожих по своим свойствам на вражеские. Для начала научимся летать так же, как противник, а уже потом будете учиться и сами бить врага. Чтобы превзойти врага в бою нам с вами в первую очередь нужно понять его возможности. Сможем мы, встретив противника в небе, сразу понять, в чем его слабость именно в этот момент, значит, победа будет за нами. А если врагов окажется столько, что поражение врага затруднительно, то, значит, задачей будет свести бой к ничьей и исключить потери...