#1 Иллюминатор » 28.02.2013, 19:56
Задумал небольшую повесть про попаданцев в наше время. Но сначала небольшое вступление, несколько рассуждений о попаданческой фантастике вообще, в первую очередь о слабой, как наиболее распространенной. Хочу сразу отметить, что все использованные в первой части примеры вымышлены и представляют собой собирательные образы. Все рассказанное в последующих главах, наоборот, является чистой правдой, несколько подпорченной неумелым пером и попытками украшательства действительности.
1 Вместо интродукции
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Средь горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь
А.С. Пушкин
В жанре попаданства сложился довольно устойчивый стереотип, уже неоднократно отмеченный критиками. Он состоит в том, что попаданцами как правило становятся очень неординарные люди. Практически каждый из них держит в голове множество дат и фамилий из прошлых времен, знает тонкие моменты процесса изготовления броневой стали и умеет на коленке исправить трансмиссию танка Т-34. Правильный попаданец должен, сидя на совещании у Сталина, вспомнить ненароком, что в его истории именно 20 августа 1941 года, армия вермахта форсировала Днепр в районе Кременчуга силами трех батальонов, тут же по памяти набросать точный чертеж автомата Калашникова, дать толковый совет по поводу дальнейшей судьбы Мехлиса и вообще о дальнейшей жизни в мировом разрезе.
Ну а ежели ГГ чего не помнит, то всегда может воспользоваться предусмотрительно захваченным с собой ноутом, в котором залито все что необходимо, от учебников истории, до справочника материаловеда. То есть вообще всё – карты, схемы, чертежи, воспоминания, изданные в Париже старорежимными старушками и проч. В реальной жизни мне ни разу не удавалось увидеть ноут с подобным наполнением, из чего делаю вывод, что в попаданцы видимо высшие силы отбирают только специально обученных и подготовленных людей, которых такими ноутами при переноске и снабжают.
Да что там говорить, эти люди даже тексты множества чужих песен, выдаваемых за свои, знают наизусть и до конца, – и это уже совершенно сверхъестественное достоинство является для меня объектом черной зависти.
Да, чуть не забыл - еще важно кого-нибудь сильно не любить (англов, пиндосов, готов, либерастов, толстосумов, а лучше всех скопом), постоянно демонстрируя это окружающим и в то же время иметь готовность встать под ружье тому правителю, к которому выпало попасть. Так, оказавшись во временах царской России многие ГГ непринужденно начинают выговаривать всякие «ваши превосходительства» и интриговать против изменников Родины - зарождающейся партии большевиков. Попав к большевикам они же нашептывают Иосифу Виссарионычу и Лаврентию Палычу против тех, кто придет им на смену. Во всей этой внешней суете проявляется здоровая постоянность и стабильность – быть всегда за тех, кто в данной точке пространства – времени есть власть - наличная, реальная, фактическая.
Потому и приятно читать такие книги, что складывается впечатление, будто попасть в прошлое – это как бы взрослым, умудренным жизнью Дедом Морозом с мешком подарков явиться на утренник к несмышленым детишкам - нести хроноаборигенам свет знаний и мудрость веков. В общем, читаю такую литературу, невзирая на качество, с постоянным интересом и удовольствием. Видимо гены державности дают себя знать и организм просит чего-то, пусть и эрзацного, взамен временно отсутствующих в реале сопоставимых успехов. В общем, налицо хорошо построенная фабрика грез, наш асимметричный ответ Голливуду.
Конечно, попутно приходится мириться с тем, что герои, пусть и прослужившие неполные два года салаги (а то и – о ужас – всего год), ходят скользящим неслышным шагом, плавно перетекая из одного положения в другое подобно большим и очень опасным кошкам, а их взгляды вызывают у прошедших огонь и воду местных сановников, по неосторожности скрестившими с ними взоры, ступор и ощущение скрытой силы, идущей от этих профессиональных убийц. Перенесенные в прошлое армейские подразделения как будто взяты из зала манекенов на Знаменке - в отличие от реальных солдатиков, головы которых забиты черт-те чем, все они прекрасно вышколены, дисциплинированы и обладают отличными манерами (естественно, в представлении, доступном авторам). Хорошо, когда они при этом еще и немногословны, поскольку порой их речи способны вызвать у читателя оторопь, но как правило им есть что сказать по любому поводу. Естественно, что все они безукоризненно стреляют из любого оружия, что вызывает священный трепет у тех, кто был участником реальных учений с боевыми стрельбами, всегда подтянуты и судя по отсутствию информации о поведении вне службы, как я подозреваю, свободное время проводят в специальных нишах, подключенные к системе подзарядки аккумуляторов. Эти индивидуальные или коллективные МС помогают царям, императорам, банкирам, генералам, в общем всем, заведшим страну в трудное положение. Мощь, натиск, напор, великолепное применение современной боевой техники – и победа принесена на блюдечке, а герои устало снимают броники и готовы к новым подвигам в следующем произведении.
В следующем потому, что такие герои не рассчитаны на длительное и ежедневное употребление. Как Бетмен они должны прилететь, все исправить, а далее авторы опускают занавес под героическую музыку. Такие попаданцы для некоторых авторов (и конечно же для меня как читателя) выполняют роль выдуманного старшего брата из детства. Старший брат – великолепный, все умеющий, который мастер спорта по боксу, который подтягивается сто раз на турнике, знает ответ на любой вопрос и конечно же всегда, даже с закрытыми глазами попадет в тире в десятку. И который придет и накажет обидчиков, если ты не можешь сделать это сам. То есть часть из подобных произведений – прекрасные психотерапевтические акции, дающие возможность авторам выговориться, снять внутренние напряжения, «как бы» разрешить конфликтную ситуацию просто проговаривая иной вариант ее развития или найдя в писании объекты для замещения конфликтных ситуаций. Порой даже с определенными, пусть и минимальными вознаграждениями за это (увы, если ты не Пелевин, прожить в России на гонорары весьма нелегко).
Итак, попаданцы как правило живут послезнанием авторов, они мудры esprit de l’escalier, духом лестницы, задним умом. Ходила в свое время в Одессе такая фраза: «ты такой умный сначала, как моя жена потом». Авторы АИ частенько напоминают ту самую жену. Вскрыть пока еще даже не задуманные козни «Кукурузника», с наслаждением вытереть ноги о хорошего пока еще парня Леню Брежнева, умело подсказать простоватым руководителям, кое-как дотянувшим страну до сегодняшнего дня, куда и как вести ее дальше…
Приятно и легко сопереживать ходу такого действия, поскольку удается быть почти таким же мудрым как авторы - мы ведь тоже знаем кой-какие анекдоты и про кукурузу, и про Мехлиса. Увы, даже если не учитывать, что это как правило сильные упрощения, штампы, но самое главное - все это мудрость одного хода, действующая до тех пор, пока действительность тождественна тому, что написано в учебниках. Со второго хода она непременно начнет меняться радикальным образом.
С другой стороны – на чём и учиться, как не на собственных ошибках. И надо сказать, что значительное количество альтернативной литературы, без разбору проглоченное за последние двадцать лет, вполне убедило меня в том, что попаданство – наш скрытый резерв, наш засадный, если хотите полк, который в нужный момент появится и поможет, снимет, разрешит все проблемы.
Теперь, когда все язвительности в адрес любимого жанра литературы сказаны и корпус авторов приведен в негодование, восклицаю, - братья, возьмите меня к себе, дайте также прильнуть к сей заветной чаше, позвольте внести свою скромную лепту и осветить действительность волшебным светом этой Laterna magica.
Но как же сделать эти фантастические вымыслы полезными для сегодняшей жизни? Что нам толку от того, что переместив БМП-2 в тринадцатый век, герои лихо покрошили орду захватчиков, сохранив чудо-град Китеж? Ну учили же писателей в свое время, крепко учили: «Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма»
Представляется в этой связи, что было бы полезным поискать попаданцев, закинутых к нам, в наше время. Людей, странным образом перенесшихся сюда из какого-нибудь неолита, среди нас полно, это каждый раз ощущаешь пытаясь войти в метро в час пик. Но вот из будущего – их надо искать тщательно, зато представьте, какие открываются перспективы!
Для перехода в практическую плоскость представим себе, что мы нашли попаданцев, залетевших из своего будущего в наше время. Пока мы знаем о них немного – пожалуй только то, что там, в будущем, умеют строить удивительные корабли и может быть научились путешествовать во времени. А может быть их, как и обычных наших героев, захватывает пресловутый желтый туман. Обычно наши герои прибывают в мир прошлого в его минуты роковые – в 1905, накануне Цусимской катастрофы, в 41. Согласитесь, что попасть в весну 45-го было бы уже не так героично. Но попавшие «в сегодня» – чем они займутся?
Мы твердо знаем из телевизора, что страна на подъеме, отрасли промышленности возрождаются одна за другой, зарплата выросла за последние годы в 17 раз, внешних врагов нет, а у тех что есть, вооруженные силы загнивают… Кого будут раскулачивать попаданцы, по кому наносить лихие бомбовые удары, какие факты о будущем предъявлять правителям, чему учить их?
Вот замер на Пироговском водохранилище малый летающий крейсер флота звездной республики России, попавший в наше время по какому-то недоразумению и с удовольствием тотчас же поднявший Андреевский флаг взамен своего – красного с желтыми звездами. Есть у него и чудо трубы невиданного калибра для облучения разумных специальными волнами, снижающими эффективность мышления, и геофизическое оружие, вызывающее местные катаклизмы, да и еще что-то есть в закромах, о чем попаданцы пока не распространяются, поскольку не нашли в державе ни Лаврентия Палыча, ни великого князя Михаила. Но стоят уже на его мостике люди с ноутами, ждут когда мы очнемся от изумления.
И каков может быть план их использования? Кому будем чистить фейс и как? Войны нет, страна на подъеме, руководство знает что делать. Безработица у попаданцев намечается. Будем ли захватывать Стамбул? Или сразу Гибралтар? Кого из прихлебал и обманом прокравшихся выводить на чистую воду, каким ученым давать зеленый свет и помощь в исследованиях? На кого делать ставку в грядущих вселенских интригах? От какого фильма по 6D-визору руководство страны будет задыхаясь рвать воротники рубах, так что пуговицы будут градом сыпаться на титановые полы залетной вундервафли?
Да миллионы подобных вопросов роятся в голове!
И отвечать на них предстоит именно нам, потому что это наша сегодняшняя и завтрашняя жизнь. Заодно было бы неплохо понять, чему же учит нас фантастика. Только ли пересказывать из интернета что-то уже известное ранее, или возможности самостоятельно строить тренды и выявлять невидимые еще в обыденной жизни, но уже зреющие узелки и петли на нити истории, которые ткут и режут Гесиодовы Мойры?
"Конечно, в движении всех тех сил, которые ткут паутину человеческой истории, есть ясный элемент повторения. Однако челнок, снующий вперед-назад по ткацкому станку времени, производит гобелен, в котором явно проступает рисунок, а не просто бесконечное повторение одного и того же образца" - историк Арнольд Тойнби
Какой же рисунок мы создаем совместными усилиями, даже будучи в разладе друг с другом? Можем ли повлиять на него, изменить в нужную сторону - здесь и сейчас? Вот это и хотелось бы обсудить в рамках сообщества Литостровка. Про это и последующий рассказ.