#877 Road Warrior » 16.06.2016, 19:49
17(5) августа 1854 года. Балтийское море у острова Мякилуото. Борт 44-пушечного фрегата «Цесаревич».
Капитан Васильев Евгений Михайлович.
Ну вот, наконец-то мы вышли в море. Только теперь я понял – как сложно было служить на парусных кораблях. Из внутренней гавани Свеаборга эскадра под командованием вице-адмирала Румянцева выбиралась несколько часов. И если бы не паровые корабли, которые брали на буксир парусники, и выводили их в море, эта процедура заняла бы еще больше времени.
Я отправился в бой на борту фрегата «Цесаревич». По нашим меркам это был сравнительно небольшой военный корабль – длина примерно полсотни метров, ширина – двенадцать с половиной. Он был вооружен сорока четырьмя 24-фунтовыми пушками, экипаж насчитывал около трех сотен моряков. Фрегатом командовал капитан 2-го ранга Александр Лаврович Токмачев.
С собой я взял радиста, Рината Хабибулина, который будет поддерживать связь с «Кушеткой», оставшейся в Свеаборге. Император и Ваня Копылов будут осуществлять, так сказать, общее руководство. Вице-адмирал Румянцев отправился в бой на 120-пушечном линейном корабле «Россия». А на «Цесаревиче» находился командующий 2-й бригадой кораблей 3-й дивизии контр-адмирал Яков Ананьевич Шихманов. С ним были сигнальщики, которые передавали бы полученные из Свеаборга команды на «Россию» и другие линейные корабли, которым, собственно и предстояло сразиться с неприятелем.
А силы, надо сказать, были далеко не равны. В море вышло шесть русских линейных кораблей: 120-пушечный «Россия», 90-пушечные «Полтава» и «Владимир», 84-пушечный «Прохор» и 74-пушечные «Иезекииль» и «Бриенн». Наш «Цесаревич» будет в сражении держаться в стороне от «больших парней».
Против нас была объединенная англо-французская эскадра контр-адмирала Артура Корри, в которой только линейных кораблей было почти в два раза больше. И самое главное – почти все они имели паровые машины, а, следовательно, могли маневрировать, выбирая наиболее выгодные ракурсы и дистанции для боя. Впрочем, посовещавшись, мы пришли к выводу, что можно немного компенсировать превосходство противника в кораблях с паровыми двигателями. Для этого нужно к началу боя пришвартовать к борту линкора, противоположному обращенному к неприятелю, один из сопровождавших нас пароходов. Ваня Копылов, который читал книгу Задорнова об обороне Петропавловска, вспомнил, что именно так англичане «расставляли» в Авачинской бухте свои парусные корабли, обстреливавшие город и русские батареи.
По выражению лица адмирала Румянцева я видел, что ему очень не хочется идти в бой, и не будь в Свеаборге императора Николая, то он под каким-нибудь благовидным предлогом отложил бы выход в море до лучших времен. Но приказ монарха – закон.
Командир «Цесаревича» капитан 2-го ранга Токмачев подозрительно посматривал на развернутую на верхней палубе фрегата радиостанцию. Его еще больше удивила моя просьба поднять антенну до грот-стеньги. Ринат сказал, что связь в этом случае будет на твердую четверку. Когда же он настроил рацию и связался со Свеаборгом, а потом и с «Королевым», все матросы и офицеры «Цесаревича» с каким-то благоговейном ужасом стали посматривать на этот чудо-ящик, который заговорил голосом государя-императора.
В море парусные корабли подняли паруса, и эскадра, выстроившись в кильватeрную колонну, двинулась в сторону острова Мякилуото. Паровые корабли шли отдельной колонной.
– «Цесаревич», я «Ангел», – неожиданно раздалось из динамика радиостанции, – Внимание! В двадцати милях от вас курсом норд-норд-ост идет отряд кораблей, в количестве... – голос на мгновение замолк, а потом, видимо, пересчитав неприятеля, продолжил, – в количестве пятнадцати вымпелов. Это только больших – мелких я не могу сосчитать. Я на связи, как только вы сблизитесь с этим отрядом на расстояние пяти миль, мы начнем работу. Как понял меня, «Цесаревич»?
– «Ангел», тебя понял, – ответил я, – а где ты сейчас находишься?
– Сопровождаю вражеский отряд, – сказал вертолетчик, – кружусь с ним рядом, стараюсь не появляться в его видимости. Боюсь, что после вчерашнего бадабума они при виде моей «птички» разбегутся кто куда. Лови их потом по всей Балтике. Ну, давай «Цесаревич», смотри за нашей работой. И предупреди наших на эскадре, чтобы они не испугались того, что им придется увидеть. До связи!
– Обязательно предупрежу, до связи, – я передал тангенту Хабибулину, и повернулся к стоявшему рядом со мной и внимательно слушавшему мой разговор с вертолетчиком контр-адмиралу Шихманову.
– В общем, так, господин адмирал, – сказал я, – надо передать на «Россию», что неприятель обнаружен и движется курсом на нас. Через час мы увидим его. Надо приготовиться к сражению. Но, как мне кажется, большого сражения не будет.
– А что это за «Ангел» такой? – косясь на радиостанцию, – спросил меня адмирал. – И почему вы считаете, что большого сражения не будет? Ведь, как я понял из сказанного здесь, вражеских кораблей чуть ли не в три раза больше, чем наших.
"Гм," – подумал я, – "надо как-то объяснить адмиралу про вертолеты, ведь когда он увидит, как наш «Ангел» расправляется с англо-французском флотом, некоторых может хватить удар."
– Господин адмирал, – сказал я, – «Ангел» – это боевая машина, способная летать по воздуху, называемая вертолетом. С ее помощью наши корабли разобьют вражескую эскадру.
– Не может такого быть! – воскликнул изумленный Шихманов. – механизмы, которые могут летать по воздуху? Это не воздушные шары, которые носятся по небу по воле ветра?
– Нет, это совсем другое. Они летят туда, куда нужно, несут оружие, способное уничтожить даже стопушечный корабль. Вчера, кстати, наш вертолет открыл огонь по большому вражескому кораблю, и потопил его. Именно потому пилот вертолета полагает, что, снова увидев его машину в небе, англичане и французы могут с перепугу сдаться. Впрочем, поживем, увидим…
Адмирал недоверчиво покачал головой, но спорить со мной не стал. Еще бы – за последние сутки ему довелось увидеть столько необычных вещей и услышать столько удивительных рассказов, что с непривычки голова кругом пойдет.
Вскоре с флагманской «России» просигналили о том, что сигнальщик обнаружил приближающиеся корабли противника. На «Цесаревиче» заверещали свистки боцманов, забегали по палубе матросы. Паровые корабли подошли к нашим линейным кораблям, чтобы пришвартоваться к их бортам, и помочь им маневрировать во время сражения.
– Летит! Летит! Посмотрите, ОНО летит! – неожиданно закричал матрос, наблюдавший за маневрами вражеских кораблей.
Я посмотрел в бинокль. Со стороны солнца приближался «Ансат». Под его пилонами я заметил блоки НУРСов.
– «Цесаревич, я «Ангел», – раздался из динамика голос вертолетчика, – ты меня уже обнаружил?
– Да вижу я тебя, вижу, – ответил я. – Тоже мне, Карлссон нашелся. Ты с какого края начнешь?
– Начну, как положено – слева направо, – похоже, что вертолетчик поймал кураж после вчерашнего потопления вражеского парусника, и горел желанием продолжить свою разрушительную работу.
– Ну, давай, «Ангел», – сказал я, – мочи их в сортире, чтобы другим неповадно было на Русь соваться…