текст, выкладываемый в данной теме, является собственностью автора, предназначен для ознакомительного чтения и не может быть использован без его согласия.
2 часть 1 книги.
10 января 1890 года. Зимний дворец
…И таким образом я полагаю господа, что университетская автономия по обыкновению зарубежный университетов - при уважении сложившихся у нас в государстве особенностей будет наилучшим способом улучшить дело с высшим учебными заведениями… Для чего и поручил написать сей проект устава… Надеюсь что после того как вы его изучите -услышать от вас предложения о его усовершенствовании - и в самое ближайшее время придать ему силу закона.
В кабинете царском сейчас было народу не так много: восемь человек.
Но эти семеро представляли собой столпы российской учености - ректоры университетов Российской империи.
Николай Алексеевич Лавровский из Варшавского, Яков Карлович Грот из Гельсингфорского, представлявший Казанский Николай Александрович Кремлев, Федор Яковлевич Фортинский -глава Киевского императорского университета Святого Владимира; уже хорошо знакомый Георгию Николай Павлович Боголепов, глава Дерптского университета Александр Шмидт, и Харьковского - Иван Петрович Щелоков. Несколько наособицу сидел Михаил Иванович Владиславлев - ректор Санкт-Петербургского университета - он самый молодой из гостей выглядел довольно таки неважно. Похоже болен Михаил Иванович… - подумалось Георгию. Нехорошо -сейчас болеть не годится!
Сейчас все посетители ошарашено молчали -и было от чего. Порядки как в европейских университетах… Выборность ректоров… Возможность распоряжаться средствами…
- Но господа прошу помнить - вернул их к реальности голос хозяина кабинета - Кому многое дано с того много и спрашивается.
Боголепов машинально поправив новую Анну II степени торопливо закивал..
-Однако… государь, - поднялся сухой и длинный как палка Шмидт. Да будет позволено мне спросить…
-Вы как я догадываюсь, о праве женщин обучатся в университетах? - осведомился монарх
-Да Ваше Императорское Величество - право же мне остается склонить голову перед вашей проницательностью… - чуть склонил голову дерптский ректор.
-Ну я полагаю что сей вопрос как раз прост. Если женщина может быть императрицей и даже… - легкая улыбка и взгляд в строну Боголепова - профессором университета - то она и подавно может в нем учиться.
Наконец если законами Российской империи не запрещено высшее образование женщин в принципе - для чего уже пятнадцать лет работают Бестужевские курсы, то... То тем более не вижу причин не учредить аналогичного и в императорских университетах!
-Но… может проистечь разврат... - растерянно изрек Шмидт - и вычурность фразы выдала человека, для которого русский не родной.
-Пустое! - отмахнулся Георгий. Я решительно не думаю, Александр Александрович, что девицы, сдавшие столь непростые экзамены станут тратить время на адюльтеры…
Да и если подумать - лучше пусть тратят силы на естество нежели и на брошюрки нелегальные и бомбы… -мысленно добавил он.
-Однако же -слабо запротестовал Кремлев - позволю себе заметить… Положим мы - ученое сословье России готовы даже и приветствовать данное нововведение… - в большинстве по крайней мере - после крошечной паузы добавил он поймав осуждающую мину Шмидта. Но общество? Не вызовет ли это волнения и непонимания в нашем народе? Вот не далее как за три дня до отъезда из Казани слышал любопытную историю приключившуюся в Нижнем - именно по данному вопросу. Её поведал мне митрополит Иоанникий. Тамошний архиерей, заболев, пригласил земского врача - а тот, - добродушно хихикнул Николай Александрович оказался женского пола -из «бестужевок» которых вы, Ваше Величество изволили упомянуть. Дама соответственно предложила духовному отцу раздеться пардон догола. Ну а архиерей так возмутился этим по его мнению непристойнейшим предложением, что прогнал докторицу что называется взашей.
И без того до сих пор в крестьянских массах нередко полагают что доктора морят народ православный. А уж если женщины - лекари станут частым явлением… Я признаться опасаюсь…
-Однако же, -проворчал Щелков, - никого давно уже не возмущает что женщины принуждены раздеваться перед медиками-мужчинами. Тут мне видится, Ваше Величество, что публика не будет чрезмерно недовольна -не говоря о том что навряд ли найдется слишком много жаждущих получать образование девиц.
-И еще, Государь, - осведомился Фортинский. То что связано с отменой процентной нормы. («Ну да - для Киева это особенно острый вопрос») А что же нам делать со студентами-евреями которые уже учатся на закрытых отныне для них факультетах?
Должен сказать - придание обратной силы закону мало того, что возбранено российским правом, но еще и против справедливости…
-Об этом, Федор Яковлевич, тоже подумали! -пояснил Георгий. Уже готов приказ Министерства просвещения: о переводе их всех в Варшавский и Гельсингфорский университеты.
Лица Грота и Лавровского отразили неприкрытое уныние. Еще бы! Их заведения ожидало нашествие студентов-евреев - правоведов и экономистов - мало того что и без того склонных к смуте так еще раздраженных если не сказать -разозленных.
-Но если они захотят продолжить образование на иных факультетах - никоим образом не препятствовать…
-Позвольте уточнить - как показалось собравшись с силам вступил в разговор Владиславлев. Речь идет о студентах обучающихся за плату или также и о казеннокоштных? («Нездоров - и крепко!»)
-Если ученый совет сочтет какого либо юношу иудейского происхождения способным и достойным получать образование - то никаких препятствий к этому нету.
Для этого собственно и принят новый устав.
-Вот что, Михаил Петрович, - обратился он к начальнику охраны когда ректора покинули его кабинет. Хочу дать вам поручение… Выясните что за недуг терзает господина Владиславлева - пусть его посмотрит кто-то из лейб-медиков. И если потребуется - отправьте за мой счет на лечение в Берлин ли Стокгольм. Без промедления займитесь…
***
15 января 1890 года. Московский императорский университет.
Заседание ученого совета шло уже третий час -нужно было обсудить все что касалось нового устава и успеть внести в него поправки.
Так что Боголепов даже объявил перерыв и профессора с доцентами вышли в коридор задымив папиросам - ни дать ни взять студенты после лекции.
Но и так сказать в кулуарах обсуждение продолжилось.
...Как мы однако ошибались… Если б я не был юристом и не писал в студенческие годы работу о процессах против чародеев в Средние Века - я бы решил что некая француженка околдовала нашего Императора… Экстраординарный профессор Алексеев недоумевающей покачал головой.
-Да вы правы - кивнул Склифасовский, качая головой. Кто бы мог ожидать?! Столь резкий, однако, поворот от нашего обскурантизма и ретроградства…
-Положим «кухаркины дети» - это можно было бы объяснить влиянием советников - почти все они в конце концов прошли школу Александра Освободителя! - поддержал коллегу Эрисман. Но женское высшее образование?! Это неслыханно даже для Европы! Подозреваю господа, что нам надо готовиться к паломничеству заграничных студенток!
-По мне так бы и ничего - лишь бы плату вносили в срок! - рассмеялся и огладил себя по обтянутому жилетом брюшку ординарный профессор Филлипов - занявший место подавшего в отставку Ковалевского.
«Нет господа - увольте! Во всех смыслах - увольте! Плетью обуха и в самом деле не перешибешь и если на то воля царская - так тому и быть! Но двух Ковалевских Московскому императорскому университету будет слишком!»
(Однако, впрочем, поговаривали что намного больше чем прием на службу в университет его родственницы Максима Максимовича оскорбило то что Боголепов не представил его к ордену).
-Ну я во в последнее время думаю что не в одной m-l d'Orl?ans дело… -вновь завел речь Алексеев. Не забудьте про матушку царя! Мария Федоровна родом из либерального Датского королевства. Дания, Скандинавия - взять хоть то что и Софья Васильевна именно там удостоена впервые титула академика…
-Вы позволите? -прозвучал негромкий женский голос. Беседующие невольно оглянулись и увидели миловидную даму средних в длинном коричневом строгом платье.
На лицах их невольно отразилась некая растерянная неловкость -они еще не привыкли что в их мужском многоумном собрании отныне с полным правом обретается женщина.
-Господа и коллеги, -с улыбкой (видать растерянность ученых мужей от нее не укрылась) -продолжила Ковалевская. Вы знаете господа мне так кажется что ни Елена Парижская ни Ее Величество вдовствующая императрица тут не причем.
-Э… вы уверены? -зачем то недоверчиво переспросил профессор Павлов.
-Я как вы знаете далека от придворных интриг -но накануне моего приезда в Москву имела беседу с господином Танеевым. И он мне сообщил что был выбрал лично государем Георгием Александровичем - вопреки мнению Двора. Весьма высокие особы предлагали на эту должность господина Мансурова…
Кое кто изобразил недовольную гримасу - сей чиновник был многим знаком по Цензурного комитету..
-Сергей Николаевич… - его высокопревосходительство господин Танеев (проницательный слушатель бы отметил как подчеркнуто почтительно выговаривает Софья Васильевна чины и титулы) рассказал о беседе с государем при его назначении на должность. Из нее он понял что нашему царю нужна грамотная и ученая Россия. Я позволю себе высказаться как доктор философии… - Его Величество понимает нынешний век и его требования -лучше многих -даже присутствующих -не удержалась от колкости профессор Ковалевская. В наш век прогресса, век пара и электричества, — больше чем когда-нибудь, нужна сила, чтоб поспеть за другими. Сила ума прежде всего. Более четырехсот миллионов китайцев, несмотря на массовую стадность и фанатизм, - только беспомощная игрушка в руках англичан и французов. Эта некогда великая мудрая страна: свидетельство все того же сурового и неизбежного закона истории.
И Китай и Индия ведь были покорены не одним только пушками: пушки - и иногда недурные - были у тех и других. Я беседовала как-то в Париже с одним умнейшим индусом-инженером - он воевал в рядах мятежных сипаев… - размышляла вслух Ковалевская. Сила толп и пушек без разумного и образованного общества - ничто… Османы… - легкая улыбка возникла на ее губах, - ныне сами испытывающие на себе истинность собственных слов говорили так -«Сильный победит двоих, храбрый -десятерых, знающий - тысячи». Когда то европейские мастера стремились украсть османские секреты а в Стамбуле работал автор недурного даже для сего дня учебника алгебры - бухарец Али Кошчи. И что же ныне?
Великий Петр скоро как две сотни лет тому назад еще решил этот вопрос для России и отрадно что высшая власть наследует в этом вопросе великому царю.
В дверях появился Боголепов и попросил господ профессоров вернуться к делам.
Обсуждение продолжилось.
- Однако же чувствую я в этом нечто грустное, - качал головой Жуковский. Получается что отныне нам придется учредить свою собственную полицию и надсмотрщиков наподобие гимназических педелей! Своих собственных! Держать студентов в ежовых рукавицах, и если надо разгонять их сходки - и все самим. Нам - и приказывать грубым отставным солдатам тащить собственных студентов в карцер? Право же не знаю…
-Ну, что касается карцера, Евгений Николаевич, то на этот счет можете быть спокойным, - ехидно передернул плечами Мрочек-Дроздовский. Сие уже не актуально - и будет ли это к пользе -вот извините не уверен! А что до педелей с университетской полицией - так ведь лучше пусть мы по отечески накажем своих недорослей, нежели власти пошлют их по этапу в места не столь отдаленные! Кроме того, - он многозначительно погладил бороду, - не забываем что тот момент когда нам должно будет разгонять буйствующее студенчество мы будем определять сами… Полагаю что при небольшой предусмотрительности мы сумеем избежать того о чем говорил Его Величество господину ректору - введения на территорию университета полиции и казаков. Ну и сам студенты, в конце концов, должны понимать что лучше им пойти на встречу властям университетским -которые им как вы отметили, почти свои -нежели потом отведать березовой каши от властей официальных.
-Стипендию бы во повысить не помешало, - деловито бурчал на другом конце стола Филиппов. Четыре рубля - это ведь по нынешнему времени не деньги!
-Зря вы так! - возразил приват-доцент, философ Новгородцев. Он был еще молод и не забыл видать студенческие голодные и бедные годы. Четыре рубля - это возможность снять хоть и худой, но угол! А десяти рублей хватит еще и на щи с житным хлебом! («Положим, на пустые щи конечно!» -при этой мысли живот приват-доцента напомнил о временах студенчества ощущением неизбывной пустоты в желудке).
-Что меня более всего затрудняет в предлагаемом, - Боголепов был сама серьезность, -так это граница между правами учащихся за плату и казеннокоштных. Да и в общем смысле… Мы знаем благодаря Уставу что входит в обязанности наши и студентов - но вот как это сопрягается с правами?
- Позвольте, Николай Павлович, высказать мнение по этому поводу? - с места поднялась Ковалевская.
Я как раз хотела высказаться по этому поводу. В заграничных университетах и высших школах давно уже в ходу «контракт на обучение» - в котором соответственно среди прочих есть раздел права и раздел обязанности.
-Это годится для студентов обучающихся за плату, - хмыкнул профессор Гамбаров с кафедры гражданского права. Но что касается тех кто поступил за счет казны -тут как быть?
-Отнюдь! -покачала головой Софья Васильевна. Ведь по сути - за них ведь тоже вносится плата - пусть и государством. И соответственно контракт на обучение то же - всего лишь в нескольких пунктах разница.
-Несколько секунд общество взирало на нее с откровенным изумлением.
-Господа! - воскликнул профессор уголовного судопроизводства Вульферт. Как правовед я испытываю откровенный стыд - что столь очевидный выход нам подсказали со стороны!
- Думаю что юридический факультет в ближайшие дни разработает проект образовательного договора! -тут же как ни в чем не бывало, взял ход обсуждения в свои руки ректор.
...Расходились уже в глубоких сумерках.
-Неужели это то о чем мы мечтали? Царь-либерал… - забывшись пробормотал Столетов, когда они вышли из парадной Московского университета.
Оказавшийся поблизости Боголепов покачал головой.
-Да нет же! Вспомните слова профессора Ковалевской. Ему нужна грамотная Россия -дабы быть вровень с соседями. Конечно же будучи служителем наук я это всецело одобряю, - опять же просвещение есть начало свободы -как говорили еще энциклопедисты… Но вот что до либерала… - ректор вздохнул. Поверьте старому человеку, помнящему еще николаевские времена! Нет - Он кто угодно только не либерал. У тигра лапы тоже мягкие но вот когти ох какие острые! Не приведи Господи, если он их выпустит! Или забыли как не так давно он с нами разговаривал…
В тот же момент на другой московской улочке беседовали два других профессора -но уже с историко-филологического факультета.
-Право же я не знаю, - размышлял вслух экстраординарный профессор кафедры русской истории Барсов, и в голосе его звучала явная растерянность. Георгий Александрович … его решения… Они парадоксальны и выверены! Это не похоже ни на его великого деда ни тем более на отца… Некоторые вспоминают Петра Великого -но то был совсем другой царь… Буря, натиск, ураган… На слом все что стоит на пути без разбора… А тут прямо таки математический расчет и вместе с тем непреклонность!
-Вы знаете, Евгений Василевич -качнув высокой бобровой шапкой, сообщил собеседник - глава кафедры мидиевистики Виноградов. Я тут пытался искать
какое-то совпадение по характеру… И мне кажется -нашел… - и словно опасаясь чего то вполголоса. вымолвил. - Может быть -новый Иоанн Третий пришел к нам в лице этого мальчика?
-Дай Бог, чтобы не Четвертый! - ответил Барсов. И повторил -Дай то Бог! « Но впрочем - в свой срок мы это узнаем!»
***
20 января 1890. Санкт-Петербург. Министерство просвещения.
-Да - учебная программа должна давать знания! Знания и умения ими пользоваться! Но она не должна доводить учащихся до бесцельного переутомления, телесного и нравственного истощения их организмов, подрыва уважения к себе, потере аппетита к жизни, к нравственному и физическому малокровию! Сергей Николаевич сделал паузу и налил воды из графина в тонкий стакан и осушил одним духом дабы прогнать сухость в горле. - Я понимаю, господа, - продолжил он обведя взглядом зал. Собравшиеся - сплошь немолодые солидные люди в вицмундрах и при шпагах («Экая беда - а я свою забыл опять!») почтительно слушали. - Многие из вас скажут -зачем заводить речь об этих старых и скучных вопросах? Образование наше - худо ли или хорошо - давно уже сложилось и есть ли смысл чего-то существенно менять? Я не согласен с этим. Решительно не согласен! Вопрос образования — без малого едва ли не самый острый и больной для Матушки-России - после хлеба насущного. Неизбежно и необходимо возвращаться к нему, как необходимо землепашцу опять и опять возвращаться к своей ниве. И это не старый вопрос, потому что каждый год в наши старые гимназии и народные училища приходят новые дети! Новые заметим себе дети а не старые! -позволил себе он пошутить… И рутине с косностью в нашей школе не место! Чтобы понимать смысл обучения надо уметь смотреть вперед. Ибо нации не делятся на большие и маленькие. Они делятся на культурные и некультурные. А значит - на исторические и неисторические - те кто служит орудием и пищей для исторических наций - как африканские племена или индейцы. …Танеев мысленно еще раз удивился. Сейчас перед ним - собранные почти со всей европейской России попечители учебных округов и директора гимназий - персоны солидные, выслужившие свои должности годами… А он - не достигший тридцати пяти лет человек говорит им с повелительным наклонением -и они внимают. Воистину как солдаты перед фельдфебелем! -вспомнил он разговор с Государем в первый день своего министерства. Вот он сейчас представил им реформу обучения - вдвое урезана латынь - в пользу иностранных языков, российской истории и географии, греческий язык вообще убран - и никто не возразил. Достаточно оказалось знаков отличия статского советника - чтобы все эти уважаемые люди -но ниже его чином слушают и мотают на ус. «Не место красит человека а человек место? Это если только человек -маляр!» -вспомнил он шутку Козьмы Пруткова. А по правде -то орден ли знатный чин дает авторитету побольше ума да учености. Ну-с и используем сие для доброго дела… -Сознавать все вышесказанное -вот первейшая ваша обязанность! - продолжал он. Обязанность учителей будь то столичная гимназия или уездное училище! Ибо образование есть еще и гарантия у государства в его дальнейшем существовании.. Не будем же вязать бесполезных гирь на ноги тем, кому и без того предстоит тяжелый путь в гору жизни. Не будем кормить затхлой соломой нашу молодую силу! Ибо нам сила нужна, а не бессилье, ибо только сила -сила разума и наук может поднять нашу державу и наш народ на вершину истории! И закончив речь решительным жестом сошел с кафедры… Без команды гимназическое начальство встало и разразилось аплодисментами… «А шпагу все таки надо будет привыкнуть носить!»
***
Указ об утверждение новой редакции Университетского Устава 1884г. (Извлечения) .1.Утвердить Ученый Совет в качестве высшего органа управления высшим учебным заведением или Университетом.
1.1На Ученый совет возлагаются нижеследующее обязанности.
Выборы ректора с последующим утверждением Е.И.В.
1.2.Выборы деканов факультетов с последующим утверждением министром просвещения.1.
1. 3.утверждение на должность профессоров и приват-доцентов.
1.4. Установление Правил поступления, оплаты и прохождения учебы.
Установить что инспекция и инспекторы учебного заведения подчиняются исключительно Ректору.
2. Пост попечителя упраздняется
3.Из наказаний исключается наказание арестом и карцером.
Оставление лишь Выговора с лишением стипендии и
исключения.
4.Вводится Императорская стипендия в размере 48 рублей в год для успевающих студентов.
5.Вводится Императорская надбавка к стипендии в размере 10 рублей в месяц - для
талантливых и благонадёжных студентов.
6.Постановить что срок обучения в высших учебных заведениях устанавливается в пять лет, за исключением медицинских.
Срок обучения в медицинских высших учебных заведениях устанавливается в семь лет.
данное положение вступает в силу с 1895 года
7.Успешно окончившим высшее учебное заведение присваивается звание бакалавр.
Защитившим диссертацию 2-го класса—звание магистра,
защитившим диссертацию 1-го класса – звание доктор.
8.Вводится Императорское вспомоществование в виде ежегодных выплат магистру в размере 100 рублей, доктору в размере 200 рублей.
9.Отменяется требования получения разрешения от инспектора для
поездок в каникулы.
10. Запрещается прием иудеев и мусульман на экономические, финансовые и правовые отделения всех высших учебных заведений Российской Империи.
11. Отмена процентной нормы для иудеев для поступления в прочие отделения высших учебных заведений по всей территории Российской Империи.
12. Учреждается Совет Ректоров при Императоре.
13.Отменяется запрета с учетом п.10 на обучение женщин во всех высших учебных заведениях Российской Империи на любых отделениях. 14.Установление полного равенства прав женщинам в области
обучения в любых высших учебных заведениях.
15.Действие п.10 не распространяется на территорию генерал-губернаторства Варшавского и Великого Княжества Финляндского
Добавлено спустя 5 минут 34 секунды:VINNI-POOH писал(а):Не знаю - как, но не так!
если как будет эротика. впрочем впереди еще пара сцен, но женщин будет МНОГО.
По итогам восприятия буду править.
сцена с Алиной мне самому как-то не очень...
но как лучше??