В южных штатах проживало почти 288 тысяч свободных афроамериканцев – больше, чем на «свободном» Севере,там проживало около 200 тысяч свободных чернокожих, однако рабы Севера не были равноправны с белыми.Северяне вообще не собирались освобождать негров – многие из северян (а высшее руководство страны - фактически поголовно) сами имели рабов, в начале войны им и в голову не приходило, что негры достойны освобождения и равенства с белыми.
Законодательно негры Севера были весьма жестко урезаны в правах. Практически во всех северных штатах местные законодательные собрания разрабатывали постановления, ограничивавшие или вовсе запрещавшие въезд негров на их территорию. На Севере повсеместно запрещались межрасовые браки, для белых и черных устанавливалось раздельное обучение, посещение церквей и так далее…
Фактически даже по отношению к свободным афроамериканцам «свободолюбивый» Север утверждал систему, известную как расовая сегрегация (раздельное проживание рас).
Значительное число высокопоставленных руководителей Конфедерации сами, добровольно, давали свободу своим рабам, постоянно увеличивая количество свободных афроамериканцев…
Идея об освобождении рабов Юга (обратите внимание: поначалу только рабов Юга!) пришла в голову президента Линкольна лишь в середине войны – под впечатлением постоянных побед войск Конфедерации!
Всерьез опасаясь, что Юг разобьет Северные штаты, Линкольн решил подорвать экономику Юга декретом об освобождении рабов – по его мнению, узнавшие о законодательном своем освобождении четыре миллиона находившихся на Юге рабов-афроамериканцев тут же поднимут восстание и поддержат армию Соединенных Штатов.
А уж затем эта идея дополнилась соображениями и об освобождении рабов Севера –федеративная армия несла в боях огромные потери и постоянно нуждалась в пополнениях, а у белого населения северных штатов под впечатлением количества павших на поле брани оставалось все меньше и меньше желания вступать в армию. Восполнить поредевшие ряды солдат США должны были негры; но для этого необходимо было дать им свободу – тогда афроамериканцы будут знать, за что они сражаются…
С начала войны американских колоний за независимость и вплоть до 1862 года в рядах армии США никогда не было негров: по закону, принятому еще в 1792 году, членом даже ополчения мог быть лишь «свободный трудоспособный белый мужчина».
Негр мог быть только слугой; вот сотни чернокожих и находились неофициально в составе армии – в качестве слуг у офицеров, и даже у сержантов.
При этом они не числились в рядах подразделений, не допускались к оружию, и уж тем более не участвовали в боях.
Впервые о возможности официального принятия на службу афроамериканцев заговорили в самом начале войны: еще в 1861 году проживавший в Вашингтоне свободный негр Джейкоб Додсон обратился к военному министру США с предложением принять на службу «300 надежных цветных свободных граждан». Однако тогда к этому предложению отнеслись, как к плохой шутке, Додсону в службе было отказано.
Тем не менее, идея витала в воздухе, а недостаток в армии солдат - из-за постоянных больших потерь - требовал решения проблемы…
Пожалуй, первым решился на беспрецедентный поступок генерал Дэвид Хантер, занявший весной 1862 года ряд островов у берегов Южной Каролины, Джорджии и северной Флориды. Там находились плантации, чьи хозяева бежали, а чернокожие рабы остались. Хантер же испытывал недостаток в солдатах; вот он и издал приказ, объявлявший этих рабов свободными, если они вступят в ряды федеральной армии. В результате к середине мая Хантеру удалось сформировать из афроамериканцев пехотную роту – первое «цветное» подразделение в армии США. Правда, через три месяца возмущенное таким «неприличием» федеральное правительство приказало негритянскую роту немедленно распустить.
В Южной конфедеративной армии во время гражданской войны формировались «цветные» негритянские части.
Причем такие подразделения создавались как из свободных чернокожих, так и рабов. Правда, в связи с недостатком документальных материалов проигравшего Юга (многие из которых при капитуляции были просто уничтожены) сегодня практически невозможно точно установить число сражавшихся на стороне рабовладельческого Юга чернокожих.
По самым скромным оценкам некоторых исследователей, число сражавшихся в боях южан-негров составляло не менее 10 тысяч человек; еще не менее 30 тысяч чернокожих служили во вспомогательных частях, занимаясь различными тыловыми работами (постройка укреплений, доставка продовольствия и боеприпасов и т.д. и т.п.). При этом в армии Конфедерации – «армии рабовладельцев» - к чернокожим солдатам относились намного уважительнее и лучше, чем в федеральной армии «освободителей от рабства»…
Уже в начале войны выдающийся негритянский аболиционист Фредерик Дуглас, посвятивший всю жизнь борьбе за права и интересы братьев по расе, с изумлением отметил: «Немало цветных служит в Армии конфедератов! Причем не только поварами, слугами и подсобными рабочими, но — полноправными солдатами. Они горят желанием убивать всех нас, сторонников федерального правительства, и готовы всемерно подрывать его политику».
Его соратник Горацио Грили позже записал: «С первых дней войны негры активно участвуют в военных операциях Конфедерации. На Юге из их числа формируют регулярные части мятежной армии, их обучают по общим уставам, а на парадах они маршируют плечом к плечу с подразделениями из белых южан; между тем подобное пока совершенно немыслимо в Вооруженных Силах Севера».
Поэтому доктор Льюис Штейнер из «Санитарной комиссии США» вовсе не удивился, став свидетелем, как «три тысячи негров-конфедератов в полной боевой выкладке — вооруженных до зубов холодным и огнестрельным оружием — прошли маршем по Мэриленду»; осенью 1862 года в составе 55-тысячной армии генерала Роберта Ли.
Вторгшись в нейтральный «рабовладельческий» Мэриленд, Ли рассчитывал пополнить войска волонтерами, однако встретил весьма холодный прием у белого населения — но никак не у чернокожих! Штейнер, которого оккупация конфедератов застала в г. Фредерик, свидетельствовал: «Большинство местных негров во всеуслышание заявляли о своем стремлении вступить в ряды армии Конфедерации». Видимо, негры-южане, как и их северные собратья, воспринимали свое зачисление в армию, как признание их людьми и личностями…
Черные солдаты генерала Ли активно участвовали и в главном событии Мэрилендской кампании — жестокой битве 17 сентября у ручья Энтайтэм.
Двумя месяцами ранее янки-ветераны из Потомакской армии, пережившие двухдневное сражение с войсками генерала Джонстона у поселка Семь Сосен, с ужасом рассказывали товарищам: «В первых рядах противника находились два полка негров-мятежников. От них не было никакой пощады северянам — ни живым, ни раненым, ни павшим: они калечили, и издевались, и грабили, и убивали нас самыми жестокими способами!»
Свободные и подневольные негры служили даже в ударных кавалерийских частях Натаниэля Бедфорда Форреста, известного своей беспощадностью и отчаянными рейдами по тылам неприятеля. Ставший после войны главой Ку-Клукс-Клана, генерал Форрест, самый агрессивный военачальник Конфедерации и непримиримый враг северян, давал своим чернокожим солдатам крайне лестную оценку: «Эти парни оставались со мною до конца. Люди вроде них — лучшее, чем обладала Конфедерация!»
Некоторые кавалеристы генерала Форреста имели черный цвет кожи, тем не менее этот махровый расист отзывался о них, как о лучших людях Конфедерации…
Довольно любопытный случай описывает историк Эрвин Л. Джордан. Однажды северянам удалось пленить «многорасовый» отряд конфедератов, состоявший из белых рабовладельцев и негров обоих сословий. На предложение свободы в обмен «всего лишь» на клятву верности Соединенным Штатам некий вольный негр дерзко бросил в лицо командиру янки: «Да ни за что! Я навсегда мятежный ниггер!». За ним молодой раб гордо ответил, что не может делать ничего противного чести и совести. В общем, на всю группу лишь один-единственный белый офицер присягнул правительству Линкольна, остальных же отправили в лагеря военнопленных.
Раб изменника, вернувшийся из заключения домой в 1865 г., с негодованием вспоминал, горестно качая головою: «Стыд и срам! Масса — нехороший человек! Совсем нету принципов!»
Среди негров, воевавших на стороне Юга, встречались личности яркие и неординарные.
Например, родившийся в 1800 г. (и проживший около 110 лет!) свободный негр Джеймс Кларк. Уже пожилым 60-летним человеком он покинул многочисленное семейство, чтобы защищать свой дом, свой Юг от нашествия янки. В качестве рядового 28-го Джорджийского добровольческого полка чернокожий старик прошел всю войну, не требуя ни тогда, ни после никаких наград и привилегий. И лишь когда ему стукнуло 104 года, глубокий старец, честно трудившийся до той поры на различных поприщах, посчитал себя вправе хлопотать о давно заслуженной им ветеранской пенсии. (Проще говоря там был Пенсионный Фонд?).
Первый офицер-янки, убитый конфедератами (майор Теодор Уинтроп), стал жертвой чернокожего слуги Сэма Эша. Вот такая ирония судьбы: видный аболиционист и противник рабства был убит рабом-негром, считавшим, что никто не имеет права решать, как ему жить...
Сэм Эш: бывший слуга, а затем – солдат Конфедерации
В битве при Фредериксберге (12 — 13 декабря 1862 года) прославились чернокожие бойцы 7-го Джорджийского полка Амос Рукер и Мозес Бентли, вынесшие с поля боя под ураганным огнем северн раненного генерала Фрэнсиса С. Бартоу (к сожалению, раны полководца оказались смертельными, и впоследствии он скончался).
Вошел в анналы военной истории Юга и рядовой негр Джон Букнер, отличившийся в сражении при форте Вагнер против 54-го Негритянского Массачусетского Полка федеральной армии. Негр Мозес Даллас, служивший рулевым на канонерке лейтенанта Томаса Пело, пал смертью храбрых вместе с командиром и многими товарищами во время смелого рейда - почти в стиле камикадзе - против корабля ВМФ США «WaterWitch» в июле 1864 года при Грин-Айленд-Саунд. Перед отплытием Пело приказал маленькому чернокожему юнге Джону Дево покинуть судно; Дево, ставший впоследствии известным политиком Джорджии и владельцем газеты «Саванна Трибюн», до самой смерти в преклонном возрасте ухаживал за могилой храброго лейтенанта, бережно чтил его память и считал своим спасителем.
Афроамериканец Дик Поплар прославился еще в ранней молодости как непревзойденный повар (работал в фешенебельном отеле «Боллингброк»). С началом гражданской войны он волонтером вступил в армию Конфедерации, и прилежно служил по специальности, пока не был пленен в битве при Геттисберге (1-3 июля 1863 года). Последующие 20 месяцев ему пришлось провести в зловещем мэрилендском лагере «Пойнт-Лукаут», который стерегли чернокожие охранники-северяне (получившие там печальную «славу» садистов и палачей). Тем не менее, несмотря на ежедневный жесткий прессинг, пытки и издевательства, Поплар все это время отказывался перейти на сторону федералов, оставшись верным сторонником Конфедерации. Вернувшись после войны на родину, несгибаемый южанин вскоре стал преуспевающим бизнесменом-кулинаром, гордостью родного города. После смерти Поплара, как «верного сына Юга», похоронили со всеми почестями, положенными известным ветеранам Конфедерации.
По поводу цвета кожи американских рабов... Только в 1839 году Англия перестала продавать ирландцев в качестве рабов, до этого миллионы ирландцев были проданы в США. Африканские рабы в конце 1600-х ценились высоко (50 фунтов стерлингов). Ирландские рабы были намного дешевле (не более 5 фунтов стерлингов). Если плантатор сек, клеймил или забивал ирландского раба до смерти, за преступление это не считалось. Смерть несла финансовый убыток, но намного меньший, чем убийство более дорогостоящего африканца.
Английские рабовладельцы очень быстро занялись размножением ирландских женщин, как для собственного удовольствия, так и для большей выгоды. Дети рабов тоже являлись рабами, что увеличивало бесплатную рабочую силу хозяина.
Даже если ирландской женщине неким образом удавалось получить свободу, ее дети оставались рабами при своем хозяине. Таким образом, ирландские матери, несмотря на новообретенную свободу, зачастую не могли оставить детей и оставались в услужении.
Со временем англичане нашли лучший способ применения этих женщин для улучшения собственной рыночной позиции: поселенцы начали скрещивать ирландских женщин и девочек (в ряде случаев не старше 12) с африканскими мужчинами для выведения рабов с определенной внешностью. Новые рабы-«мулаты» приносили больше прибыли, чем ирландцы, более того, экономили поселенцам деньги, потребовавшиеся бы на приобретение новых африканских рабов.
Человек не может жить без сердца, без печени, без почек. Зато, сука, без мозгов хохлы спокойно живут целыми поколениями.
Зрада — неизбежный финал и изначальная часть любой перемоги. Перемога происходит из зрады, ради зрады и достигает зрады в высшей точке переможности.