Спецназ: хождение по мукам
Сразу скажу, это не рецензия на книгу, не комментарии к изложенному в нем манифесте, не толкования её базовых положений. Это – дань памяти ее автору Сергею, моему давнему украинскому знакомому, трагично и до обидного рано ушедшему из нашей непростой, но все же бесценной жизни. Я не разделял его политических взглядов. Точнее, даже не вдавался в них. Бытие Сергея затеняло его сознание. Поскольку это бытие было вызывающе ярким, эпатирующе экзотичным, глубинно назидательным. Поэтому я часами мог говорить с ним «за жизнь», не отвлекаясь на идеологические отступления и доктринерские ответвления. Это были диалоги анархиста с экзистенциалистом, где оба прячут свои убеждения за ностальгическими воспоминаниями, бытовыми наблюдениями и прагматическими устремлениями.
- Спойлер
- Еще это были диалоги снайпера с философом. Сергей был снайпером советского спецназа, а я – советским выпускником филфака. Говорят, что парадокс в том, что снайперский прицел приближает, но все проблему через него кажутся мельче. А философия все отдаляет, но многие проблемы в ней вдруг укрупняются. И философия не делает поправок даже на ветер. Отсюда, наверное, и был наш взаимный интерес...
Сергей был не просто личностью (сильной, противоречивой, незаурядной), но еще он был экспериментом эпохи. На нем она выясняла, как будет вести себя опытный тренированный опасный профессионал, освобожденный от присяги, утративший запреты, разочаровавшийся в государстве. Подозреваю, что эпоха ожидала, что такие люди поголовно уйдут сначала в «бригады», потом в «личку». А далее – бизнес, депутатство. И они шли по этому пути стройным маршем. Но были и исключения, такие как мой товарищ.
Создал зачем-то на Украине Союз бездомных офицеров. Пытался с недюжинной энергией поселить, расселить, обогреть коллег и друзей, которые мыкались с женами и детишками по съемным «углам» и обшарпанным комнатушкам. Он записывался на бесчисленные приемы к надутым чинушам, доказывал, спорил. Я вырос в семье фронтового разведчика примерно в таких же «углах». Уже после смерти отца, перебирая его бумаги, нашел неотправленный рапорт начальству. Там отец сообщал, что три семьи с маленькими детьми живут в одной комнате. Просил отправить его на любую войну (тогда начинался корейский инцидент), лишь бы была отдельная комнатка. Поэтому знаю, о чем шла речь.
Сергею все обещали, но ничего не решали. Отсюда, наверное, его ненависть к любому государству. Отсюда увлечение батькой Махно, князем Кропоткиным и команданте Че Геварой. Лучше тачанка, чем военкомовское мурло! Лучше экспроприация, чем мобилизация! Как-то я летел в Венесуэлу консультировать пламенного Уго Чавеса и его политтехнологов. Он попросил меня передать, что готов с коллегами сражаться за строй, который ликвидирует бездомность, за права офицеров на собственное жилье и страны на собственную нефть. Говорил, что подобное предложение передавал и Башару Асаду. Не потому, что сочувствовал тому государственному строю, а потому, что хотел участвовать в мировой борьбе с несправедливостью.
Солдат ребенка не обидит. Спецназ – тем более. И хотелось, наверное, бывшему офицеру спецназа иметь миссию, а не только собственную «хату»... Когда бывший бравый офицер со звучной украинской фамилией взял себе типично русский псевдоним Рощин, я так это и понял. Белогвардейский офицер – русский дворянин Рощин из «Хождения по мукам» Алексея Толстого – как раз и мучился от потери достойных смыслов жизни. Таких, как защита Родины. Если, конечно, она Родина, а не территория тотального воровства, лютой несправедливости и абсолютной лжи.
И Сергей также искал достойные смыслы, достойных друзей и достойные цели. Слышал, что он защищал главные православные храмы от разграбления вооруженными отморозками. Да, он исповедовал анархизм, но не такой, который может отбросить человечество в каменный век. Поэтому в период полного государственного бардака готовился защищать украинские атомные станции от захвата беспредельщиков. Как-то на день рождения он подарил мне боевую резиновую рогатку. Говорил, что где-то в дальних и знойных южных краях он снял из нее часового у лагеря террористов. Я не верил, но подарок принял с почтением.
В наше время благородные фантазии ценнее, чем убогая реальность. За многие годы нашего знакомства, я так и не расшифровал, что в нем было больше – мюнхаузенской тоски по необычной жизни, гриновской мечты по красивым мирам или брутального опыта «дикого гуся». Да и неинтересно мне было это расшифровывать. Интереснее было сидеть вместе в маленьком кафе на Шота Руставели и спорить о том, нужен ли мужчине по закону «короткоствол» для защиты любимой женщины.
Еще я рассказывал ему, как меня раздражают чрезмерно сытые, вызывающе холеные и тошнотворно сдобные лица влиятельных и сверхбогатых украинских персон. Он кротко отвечал, что видел эти лица вблизи, точнее, через сильную оптику: «Так себе – ни харизмы, ни выразительности...» Я не спорил. Ему было виднее.
Когда Сергей тяжко заболел, я видел его только на экране в Сети. Его «грудной профиль» из могучего стал щемяще хрупким, но говорил он внятно и мысли формулировал четко. Жена Виктория говорила, что его мучили дикие боли, но он не проявлял это даже взглядом.
Утверждают, что смертельно больной человек подсознательно хочет гибели и всех других, чтоб не так тоскливо было покидать этот мир. А офицер Сергей Рощин учил, как жить без страха, вражды и ненависти. На своей последней передаче он призывал братские народы жить в дружбе...
Листаю его с коллегами книгу. Все-таки хочется поспорить. Я сам писал статьи о Кропоткине. Наваял даже единственную в своей жизни поэму о Че Геваре. Выпивал с потомками Махно. У меня другое отношение к их взглядам, идеям, мировоззрению. Но вспоминаю слова близкого друга того же команданте Че: «Не спорьте с людьми, которые за свои убеждения и даже заблуждения готовы заплатить собственной жизнью». Я и не спорю.
Р. Дервиш
http://alternatio.org/articles/articles/item/64532-sp..
Отличаются ли мастера украинской культуры от проституток?
Бытует мнение, что искусство, как и красота, требует жертв. Но канули в лету те времена, когда люди находили в искусстве жизнеутверждающую красоту. Сегодня оно превращается в мутное варево из объедков заумных рефлексий с маниакально-депрессивным душком. Тем не менее поток жертвоприношений не иссякает. Хотя некоторые и жалуются, что он изрядно измельчал.
Не отстает от модных трендов и Львов – древнейшая столица просвещенного украинского мира, креативный центр развития передовых европейских технологий в сфере ЖКХ и просто неисчерпаемый источник творческого вдохновения для мастеров самых разнообразных жанров искусства.
- Спойлер
- Так, 17 ноября несколько десятков львовских художников провели акцию «День искусства без Львова». Воссоздав своеобразную погребальную церемонию, они пытались «привлечь внимание к культурной деградации общества, возникшей в городе». Участники акции пришли в черных одеждах и с черным флагом. На углу улицы установили траурную плиту с надписью «Львов – культурная столица». Возле нее зажгли лампадку и поставили две гвоздики.
Поводом для этого действа послужила смена владельца в художественном объединении «Дзыга» (по-русски – «Юла»), которое 25 лет назад создало местное Студенческое братство. Новый владелец галереи закрыл ее на ремонт и задумал перепрофилировать данную контору.
Думается, что у «Дзыги» все будет нормально, так как среди указанных на сайте организаций, «постоянных партнеров», – генконсульство Польши во Львове, Польский институт при посольстве в Киеве, Британский Совет, Альянс франсез, посольства США и Израиля, немецкий Институт Гете. В такой компании о Министерстве культуры Украины и Львовском городском совете можно было бы уже и не упоминать. А вот о самом титуле «культурной столицы», в которой раскручивалась «Дзыга», стоит поговорить.
Почему именно Львов признан «самым культурным городом» Украины, спрашивать сегодня неприлично. Просто так повелось с тех времен, когда, согласно еще советскому рок-н-рольному хиту местной группы «Браты Гадюкины» «40 пачек «Верховины», «с Севера повеял ветер перемен. В стране стало весело, как на КВН». Именно в годы этого веселья на разнообразных молодежных фестивалях «Крок», «Вывих», «Червона рута» и т. п. замешивалось тесто для выпечки культурного фастфуда по идеологически «правильным», патриотическим рецептам. Им удачно дополнили уже давно существующее, но слишком уж постное меню из «творчого доробку» расплодившихся, как тараканы, деятелей искусств УССР разных мастей. И процесс закваски патриотических умов пошел как на дрожжах.
Но это, конечно, лишь одна сторона медали «За имитацию общественно полезного творчества на Украине». Причем ребро. На аверсе же и реверсе ее изображен такой себе двуликий Янус, который одновременно заглядывает в рот власти в поисках бюджетной копеечки и высматривает новый объект для нападок на конкурентов по «культурному» ремеслу, без чего его собственное творчество утратит всякий смысл и «социальную остроту».
Поиск врага у деятелей украинской культуры сегодня много времени не занимает. Если в советские годы они что есть силы топили друг друга, то сегодня делают то же самое, только под соусом борьбы с «российской экспансией». Благо, эта борьба давно уже стала составной частью официальной идеологии киевских властей.
Иждивенческую психологию украинской богемы хорошо иллюстрирует высказывание украинского «историка и литератора» Елены Стяжкиной: «Некоторые политики, служащие, депутаты, журналисты под мелодию русской балалайки в условиях российской агрессии пропагандируют нейтральность. Говорят, что культура, за границами добра и зла, за границами политики, она является общечеловеческой. Кому выгодны эти манипуляционные внушения о маргинальности украинской национальной культуры? Ответ на этот вопрос находим в сопоставлении таких цифр. Руководство СССР на развитие культуры Украинской ССР выделяло 3,8 рубля на человека, а в Российской Федерации эти расходы достигали 12,8 рублей. Тарификация интеллектуально-культурного труда в России и сегодня значительно выше, чем на Украине».
Галицкий музыкант Дмитрий Ципердюк констатирует тенденцию увеличения продуктивности украинской поп-музыки в последние годы после Майдана, который «изменил страну в лучшую сторону». Но для улучшения этой продукции необходимо, чтобы в эту ситуацию вмешалось государство, которое должно «максимально финансировать творческие институции, продюсерские центры, которые могли бы создавать и профессионально совершенствовать украинских артистов».
Сам Ципердюк, постоянно радующий поклонников новыми достижениями этно-музыки, входит в актив общественной организации «Украинское агентство авторских и смежных прав». Надо понимать, что доходы от роялти за свое творчество никак не позволяют украинским «мытцям» развивать свой бизнес. И государство просто обязано инвестировать в их «творческие искания» в обмен на лояльность к правительственному официозу.
Но вернемся к «Дзыґе». Как говорится на ее сайте, она «бунтует против массовости и конформизма, против маргинальной шароварщины, стереотипов и пассивности, серости, равнодушия и “совковости”». Казалось бы, стандартный набор клише постсоветских «визионеров» от искусства. На словах никакой политики – одни творческие муки и эстетические откровения.
Однако директор «Дзыги» Маркиян Иващишин – профессиональный украинский революционер еще со времен студенческой забастовки 1990 года «на граните» и акции «Украина без Кучмы». Успел побывать депутатом городского совета Львова и основать «общественную организацию «Пора», идеология которой в особых рекомендациях не нуждается. Не надо ходить к гадалкам, чтобы понимать, что с таким послужным списком Маркиян является человеком объективным и исключительным радетелем чистого искусства.
В 2003 году в контексте 10-летнего юбилея своего детища Иващишин отмечал: «В нашей львовской среде мы имеем определенное влияние, не знаю, насколько оно распространяется на всю Украину. Диктуем ли мы правила в культурной сфере? Нет, мы только, возможно, готовимся диктовать, чтобы от нас распространялись идеи».
За фасадом аполитичных художественных экспериментов прячется до боли знакомое лицо закомплексованной провинции, мечтающей воспроизвести неповторимый «львовский колорит» в масштабах всей Украины. Назло имперской России, в которой не только культура «азиатская» и кофе «филижанками» не пьют, но и деньжищ в богемной тусовке больше водится. И как такое безобразие до сих пор терпит весь цивилизованный мир, тонкой европейской душе «коренных» львовян не понять
«Мы же не можем взять чужой миф, перевести его на украинский и подать готовым к потреблению. Туда нужно вложить душу. Только тогда это сработает. Тут, как ни странно, ярким примером является Россия. С одной стороны, ужасная тоталитарная империя, с другой – сильное государство, где большинство людей счастливы своим мифом про «крутейшую страну». Это – тоже один из способов развития», – говорит Иващишин.
Получается, что и в плане развития технологий социальной инженерии Россия ушла вперед, а львовские «кавьярни» все никак не могут затмить своей славой Монмартр, как и их завсегдатаи – распотрошить своими произведениями кошельки западных толстосумов. А если еще учесть, что ручеек грантов после окончательной победы революции становится все тоньше и тоньше, законодателям мод «культурной столицы» становится совсем грустно.
Что же им остается делать? Пользуясь поддержкой власти, продвигать свои идеалы по всей оставшейся территории Украины, расширяя свой «ареал кормления». Больших усилий для этого не требуется, поскольку украинские «мытци» в большинстве своем весьма чутки к политической конъюнктуре.
За примерами далеко ходить не надо. «Консолидированное у нас все-таки общество. Смерть (как и память о ней) объединяет, и, в конце концов, объединит всех», – бодро заявляет представитель современного украинского «творческого класса» Константин Коверзнев в контексте очередной годовщины голода 1932–1932 годов.
Кто же этот оптимистичный «смертевед» и «гробофил»? Господин Каверзнев – 43-летний киевлянин, украинский поэт, литературный критик, журналист, лауреат международной литературной премии для молодых литераторов «Гранослов», член Национального союза писателей и Национального союза журналистов Украины – творит в столь популярном на Украине жанре пафосного кретинизма. Его перу принадлежат ставшие уже классикой стихотворения «Гильотина», «Монтаж Апокалипсиса», «Агония», общий лейтмотив которых прекрасно отражает цитата (языком оригинала): «…птах на снігу виклював собі очі; сніг розтанув, а зір уже не повернеться».
Но автор не ограничивается попытками изобразить продукт уровня «Зеркала» Андрея Тарковского при помощи сачка, толчка и губной гармошки. Константин основал портал об искусстве «MузаUA». На этом ресурсе, который подозрительно молчит уже почти полгода, можно ознакомиться с типичными эссе, отражающими картину миропонимания «стволового среза» украинской богемы.
Здесь и победоносные реляции о невиданном успехе кинокартины «Киборги», и промоция нового сборника повестей и рассказов Оксаны Забужко «После третьего звонка вход в зал запрещается», и многочисленные воспоминания об отдельных писателях и поэтах, которые все поголовно целую жизнь «боролись за волю Украины». Словом, все то, что не имеет и малейших шансов найти какого-либо значимого отклика в сердцах современников. Зато полностью ложится в контекст официальной пропаганды украинской власти.
«Среди нас есть люди, которым предначертано умереть от российских пуль, чтобы мы и дальше могли пить вечерами мохито и смотреть футбол, а мы им будем за это платить», – описывает Забужко угрызения совести своей литературной героини, погруженной в виртуальную реальность провозглашенной на Украине «великой отечественной» войны против дикой Московии.
За исключением узкого круга поклонников Оксаны, вряд ли кто-либо выживший после «российских пуль» будет читать опусы Забужко в обозримом будущем. А в необозримом – и подавно.
Почему же не рождается сегодня на Украине «нетленка»? Можно, конечно, сетовать на глобальный творческий кризис. Но проблема скорее в беспринципности местных «творцов» и их вечной погоне за быстрой копейкой. Это великий поляк Генрик Сенкевич, к примеру, понимал, что любая земная власть уходит, «как проходят ветер, война, пожар, гроза или мор». А вот активисты украинской культуры лучше будут морить своей низкопробной продукцией своих сограждан, чем откажутся от возможности угодить власти. А в результате на выходе получается низкопробное ментальное дерьмо, которое не хотят жрать даже неприхотливые украинские патриоты.
Войцех Михальски
http://alternatio.org/articles/articles/item/65362-ot..
Сейчас этот раздел просматривают: 84 гостя