#17 Superkashalot » 17.04.2011, 17:16
С.Б. Переслегин
Приложение к К.Макси "Втрожение".
Альтернативная история как истинная система. <отрывки>
Конструирование альтернативных версий истории остается для нас обычной интеллектуальной игрой до тех пор, пока придуманный/увиденный мир не начинает "вести себя". Можно нарисовать десятки Реальностей, можно назвать сотворенных вами кукол без рук, ног и головы именами Уинстона Черчилля, Джона Кеннеди или Тоетоми Хидееси, можно просматривать вариант за вариантом, дергая этих картонных персонажей за ниточки и заставляя разыгрывать очередную историческую драму, но такое "творчество" будет мало отличаться от забавы с механической игрушкой.
Конечно, можно найти пользу и в подобных упражнениях: они дают некоторое представление об ассимптотике исторического континуума. Верифицируемость истории падает по мере удаления от текущей Реальности и ее ближайших Отражений; "на краю" континуума1 лежат линии событий с нулевой или даже отрицательной вероятностью (исторический вакуум). Если аналогия с квантовой теорией поля здесь уместна, то этот вакуум должен определять структуру континуума. Те области высокой вероятности, которые мы называем "историей" (хотя бы и "альтернативной"), - лишь слабая "рябь" на поверхности бездонного энтропийного океана. В некотором смысле, само существование "истории" (и нас, как ее представлений), определяется процессами в историческом "вакууме".
Слово "виртуальный" сейчас воспринимается как рекламная замена сухого термина "информационный" - для обозначения искусственной реальности, созданной компьютерными программами. Однако, первоначально понятие "виртуальность" возникло в теоретической физике. Виртуальная частица не может быть обнаружена никаким методом: она "живет" внутри соотношения неопределенностей2. Тем не менее, само существование макромира есть результат непрерывного обмена нуклонов атомного ядра виртуальными мезонами. На более глубоком уровне исследования выясняется, что и одиночные частицы представляют собой возбужденное состояние "физического вакуума", заполненного виртуальными частицами. Аналогично, возбужденным состоянием "исторического вакуума", ассоциируемого с бесчисленными случайными выборами, случившимися в дочеловеческую эпоху, оказывается "реальная история".
Мы можем ввести в "историческом континууме" условную метрику. Текущая Реальность есть состояние, верифицируемое общественным сознанием: иначе говоря, эта история, какой она представляется большинству исследователей. Понятно, что она не единственна, и в действительности представляет собой конгломерат частных "историй", совпадающих во всех ключевых (для сознания данного конкретного социума) точках3. Далее лежат миры-Отражения - отличные от текущей Реальности в конечном числе частностей. Эти миры могут быть верифицированы индивидуальным сознанием, то есть, в них могут жить отдельные люди (совершенно не обязательно - историки-исследователи), но не данная культура целиком. Отражения должны рассматриваться, как "вытесненная форма" текущей Реальности -бессознательное исторического процесса.
Далее лежат области легенд и мифов: в них не верят, но они задевают какие-то струны души, иначе говоря, - верифицируются индивидуальным бессознательным. Затем границы бытия размываются все сильнее: возникают версии событий, внутренне противоречивые или невозможные. Мы, однако, в состоянии представить себе такие версии, мы понимаем их и можем интерпретировать (скорее всего, неправильно). Это - уровень метафор, компактифицированные формы мифов и религий, и, возможно, самой психики - это - представления видового бессознательного. Выборы, порождающие эти мертворожденные "альтернативы", были сделаны очень давно: до момента возникновения социума, до цивилизации, может быть, даже до возвышения "хомо сапиенс". Размазанная на миллион лет точка бифуркации, уснувшая страница в нашей заструктурированной психике, проявляющаяся лишь как след видовой памяти.
За границами уровня метафор находится исторический вакуум - выборы, случившиеся в те эпохи, когда не было млекопитающих, и жизни в нашем понимании этого термина, и самой Вселенной.
В рамках этой - бесспорно сложной - метамодели, "игра в историю" - это модификация вероятности, превращающая виртуальную конструкцию в наблюдаемую. Увы, мы не умеем работать с историческим континуумом, как единым целом. Поэтому мы не способны выделить смыслы, существующие - на очень глубоких, практически недоступных анализу, семантических уровнях - в опусах псевдоисториков. Сами же они, как правило, даже не представляют, с проблемами какой сложности сталкиваются, пытаясь нарисовать реальными красками свою излюбленную историческую картинку. В любом случае, ассимптотическое поведение континуума, "исторический вакуум", антропный принцип4 - все это вопросы далекого будущего. А для нас - сегодняшних практический интерес представляют лишь альтернативные миры, способные к самостоятельному существованию.
Такие версии, раз возникнув, далее развиваются в силу собственных императивов. Более того, они проявляют склонность к структурированию континуума: всякая "Альтернатива" стремится стать текущей Реальностью и оказывает соответствующее воздействие на Универсум.
Сравнение альтернативной реальности с подсознанием, а текущей - с сознанием исторического процесса, видимо, корректно5. Как подсознательные импульсы оставляют свои знаки в сознательной деятельности психики, так и альтернативные версии означивают себя проекциями на текущую Реальность. Проекции могут быть почти незаметны - вроде наличия мелких разночтений в источниках: город Львов был/не был взят немецкими войсками в 1939 году, линейный крейсер "Гнейзенау" получил торпедное попадание 20/21 июня 1940 года, эскадрилья пикирующих бомбардировщиков Беста атаковала и потопила "Акаги"/"Кага". Однако, они могут быть и сколь угодно велики, представляя собой невозможные или крайне маловероятные в текущей Версии технические решения, художественные тексты или социальные структуры. (Иногда целые страны представляют собой метафору альтернативной Реальности6. Судьба их печальна: поскольку само их существование отрицает текущую Реальность, то текущая Реальность отрицает само их существование. Из квазиклассичности исторического процесса вытекает, что шансы на выживание культуры-артефакта отличны от нуля лишь вблизи критических точек исторического континуума: там, где две или несколько версий экспериментально неразличимы.)
Изучая "естественные", то есть, имеющие общие точки с текущей Реальностью, альтернативные версии, мы строим информационный объект, который, обычно, имеет структуру Левиафана или Кольца7. Само по себе, это действие, создающее новые связи в историческом континууме, не является безобидным: теоретически можно сконструировать такой кодон8, который уничтожит не только текущую Реальность, но и все близкие к ней альтернативные. Впрочем, бессмертие не угрожает нашей (европейской) цивилизации ни в одной из версий истории, имеющей положительную вероятность.
С другой стороны, анализируя поведение созданного конструкта, можно многое узнать о текущей Реальности даже обогатить ее социальными, техническими или художественными метафорами из Зазеркалья.
- 1 -
Итак, мы будем рассматривать Отражение, близкое к текущей Реальности и неразличимое с ним в плотном множестве событий при физическом времени t, меньшем некоего критического t0. Это - обычная схема альтернативной истории, принятая и у А.Тойнби (Александр Великий не умирает в Вавилоне и осуществляет свою детскую мечту - объединение Ойкумены), и у Макси (21 мая в Аббевиле высшее руководство Рейха принимает решение осуществить операцию "Морской Лев" летом 1940 года), и у ряда других авторов. С точки зрения высокой теории такие версии "неинтересны", ибо уже через несколько сотен лет после точки бифуркации сливаются с текущей Реальностью (при сколько-нибудь отличных от нуля вероятностях реализации "альтернативы"). Практически же именно такие близкие Отражения оказывают самое большое давление на текущую Реальность. Кроме того, их информационные следы сравнительно легко поддаются дешифровке. Наконец, изучение близких альтернатив позволяет получить результаты, существенные для смежных с историей дисциплин, таких как искусство стратегии или дипломатия.
Действительно, даже в шахматах, которые являют собой простую конечномерную систему (число всех возможных шахматных партий велико, но конечно, поэтому теоретически каждая позиция может быть исчерпана точным расчетом), совершенствование подразумевает обязательный анализ сыгранных партий с развернутым анализом вариантов - не случившихся Отражений игры9. Само собой, одна-единственная партия не может быть основанием для оценки дебюта или хотя бы одного из разветвлений. Результат игры не случаен, но вероятностен: аналитик, разбирая сделанные ходы, учитывает "окончательный баланс" лишь как один из факторов. "Эта жертва на самом деле была достаточна лишь для ничьей; белые проигрывают в дальнейшем лишь из-за исключительно неточной игры", "Неудачный для черных результат этой партии ни в коем случае не может быть приписан постановке дебюта", "Здесь белые могли решить исход партии матовой атакой, но и продолжение в партии достаточно для выигрыша".
Напротив, в военной истории (шире - в истории вообще) по сей день принято подгонять анализ под окончательный результат: если немецкие войска были остановлены на Марне, значит, план Шлиффена не обеспечивал… Если Сталин в 1942 году не решился сокрушить весь южный фланг Вермахта одной операцией ("Большой Сатурн"), то лишь потому, что провести ее было невозможно. Раз СССР вступил в антигитлеровскую коалицию, он ни при каких условиях не присоединился бы к "Оси". США выиграли третью мировую войну, следовательно, победа их была предопределена преимуществами американской политической и экономической системы.
Данная философия военной истории достигла своего предела в официозных советских изданиях семидесятых годов, но восходит она не к марксистской историографии, а к чеканным формулировкам учебника стратегии, написанного еще до Первой Мировой войны генерал-адъютантом Леером. Для того времени концепция единой причинно-следственной закономерности, пронизывающей все реалии войны, была прогрессивной. В наши дни, однако, странно использовать простую (позитивистскую) модель для описания столь сложной системы, как война. Учет близких "альтернативных версий" позволяет, по крайней мере, увидеть, сколь широк в каждый момент времени интервал исторической свободы.
Каким же требованиям должна удовлетворять "альтернативная версия", чтобы она принадлежала к числу "возможных историй", верифицируемых индивидуальным сознанием и имеющих положительную вероятность реализации?
<...>
- 2 -
Историческая Реальность (текущая или альтернативная, все равно) устойчива в смысле Ле-Шателье, то есть, реагирует на любые изменения своего состояния таким образом, чтобы компенсировать последствия этих изменений. Это верно и для любой достаточно сложной подсистемы изучаемой Реальности.
Устойчивость Истории проявляется, как повторяемость событий в различных альтернативных Версиях. Тонут одни и те же корабли, заключаются (и вероломно нарушаются) схожие договора, делаются одинаковые ошибки.
Силы Ле-Шателье носят системный характер; они, отнюдь, не являются разумными. Иными словами, повторяются сами события, но не их исторический контекст. (Событие: гибель экипажа "Аполлона" от пожара в кислородной атмосфере командного модуля. Контексты: испытания на земле - текущая Реальность, полет по орбите ИСЗ, лунный полет, первый лунный полет.)
С этой точки зрения создание альтернативной исторической версии - это перенормировка контекста при максимальном сохранении событийной структуры текущей Реальности.
Как и любая очень сложная система, История не только устойчива, но и изменчива. Всякое изменение, сколь бы частным оно не выглядело, модифицирует вероятности всех событий и прослеживается во всех подсистемах. Иными словами, вам не удастся получить самосогласованный и обладающий собственным поведением мир, в котором "Апполон-11" взорвался бы на пути к Луне, но это отразилось бы только и исключительно на результатах "лунной гонки". Точно так же, короткое "да", брошенное Гитлером Редеру на Аббевильском совещании, перестраивает весь контекст личных отношений в Рейхе, ход мировой войны, послевоенное развитие науки и техники и так далее - до политической истории XXIII столетия включительно.
К.Макси пытается учитывать текстуальную устойчивость истории, однако, делает это весьма своеобразно. В его версии повторяются - со сдвигом по времени - события текущей Реальности. Рисунок "альтернативного блица" июля 1940 года в общих чертах, а кое-где и в деталях повторяет реальный сентябрьский "блиц". Исторические деятели произносят похожие слова, принимают близкие решения. Все сделано ради вящего правдоподобия, и все - совершенно неправдоподобно.
Дело даже не в анекдотических ошибках, когда в бою принимает участие подразделение, на указанное число находящееся за несколько сотен километров от театра военных действий или вообще не существующее в природе - при избранной автором методе такие "ляпы" неизбежны и должны рассматриваться с возможной снисходительностью. Проблема - в неадекватности самой схемы.
К.Макси ускоряет время (не будем сейчас обсуждать, насколько это возможно). В его версии события разворачиваются быстрее и острее, чем в текущей Реальности, угроза Вторжения нарастает резонансно, а не линейно. Обе стороны оказываются в неимоверном цейтноте: времени на подготовку "Морского Льва" автор выделил едва ли не меньше, чем было отпущено для организации "Везерюбунг". (Напомню, что эскизное планирование последней осуществлялось по купленному в книжном магазине туристскому путеводителю - у генерала Фанкельхорста не было времени, чтобы в установленном порядке получить в генштабе карты.) А персонажи - что немцы, что англичане - ведут себя так, как будто осуществляется ленивая "игра во Вторжение", характерная для осени 1940 года текущей Реальности.
Только яростная, почти безумная, одержимая решимость могла сделать возможным июльский бросок через пролив. В тексте К.Макси, к сожалению, нет даже намека на сильные эмоции, на психологическое решение невозможной задачи16. В данном случае, это и литературная, и метаисторическая ошибка.
- 3 -
Контекстуальная изменчивость истории приводит к необходимости учитывать "результат" (ассимптотическое состояние исторической Версии) при анализе истоков этой Версии. Уступая экономически, немцы могли выиграть только за счет Искусства. Десантная операция при господстве на море флота противника и не подавленной до конца вражеской базовой авиации требовала от наступающей стороны, говоря словами А.Алехина "мужества, но и ослепления". Речь шла о "нибелунговой битве", подобной Арденнам 1940/44 годов и Будапешту.
Но превращая военное Искусство в оперативный фактор, придавая иерархам Третьего Рейха не свойственную большинству из них яростную решимость, мы оказываемся перед необходимостью модифицировать психику высшего руководства Германии.
Одна из главных трудностей на пути создания альтернативной истории, это отслеживание личностных изменений при модификации вероятностей. Гитлер, Сталин, Черчилль, Гальдер, Манштейн, Эйзенхауэр, Каннингем, и многие другие, - все они оставили яркий информационный "след" в текущей реальности. Известно, как они вели себя в тех или иных ситуациях, что говорили, чего добивались. В многочисленных биографических изданиях построены развернутые политические портреты, иногда поднимающиеся до модели личности. И именно поэтому так трудно переместить конкретных "живых" людей в придуманный вами, но чуждый им контекст17.
Ряд авторов (К.Макси в том числе) отталкиваются от свойства устойчивости: Гитлер, Черчилль, Редер, Браухич произносят те же или почти те же слова, что и в знакомой всем "общепринятой истории"; все они усиленно делают вид, что ничего не случилось: жизнь продолжается в рамках правил, установленных текущей Реальностью.
Это, конечно, производит комичное впечатление. Возникает ощущение какой-то эпидемии шизофрении: люди ведут себя, как актеры, которые текст забыли, а в роли вжиться не сумели. В результате У.Черчилль выглядит капризным полуидиотом, Гитлер не ко времени устраивает истерики, а если не устраивает, то ни с того ни с сего превращается в махрового рационалиста, английские адмиралы между делом заявляют такое, что хочется немедленно предать их военно-полевому суду18.
Некоторые упрощения мира и людей, которые в нем живут, неизбежны для жанра альтернативной истории: Отражение всегда уступает оригиналу. Но это вовсе не означает, что от политических деятелей должны остаться одни клише.
Можно предложить следующую схему работы с Отражениями индивидуальной психики:
1. Выделить внешнюю структурную доминанту личности (условно: пламенный патриотизм У.Черчилля, антисемитизм Гитлера, мессианство Рузвельта).
2. Выделим внутреннюю структурную доминанту (столь же условно: у Черчилля - эгоизм, у Гитлера - нерешительность, обусловленная детскими страхами, у Рузвельта - развитая эмпатия).
Сформулируем первое правило: в широком классе изменений реальности внутренние структурные доминанты личности сохраняются; внешние же - модифицируются таким образом, чтобы обеспечить сохранение внутренних доминант в изменившемся контексте.
3. Выделим основные субличности и проанализируем, каким именно образом и с какой частотой они проявлялись в текущей Реальности.
Сформулируем второе правило: при любых изменениях реальности пространство субличностей сохраняется; происходит лишь "поворот" вектора, обозначающего личность, в этом пространстве.
Иными словами, психика ведет себя в соответствии с принципом Ле-Шателье: она отслеживает контекст, поворачивая результирующую личность в пространстве субличностей.
4. В очень широком классе изменений реальности сохраняется успешность личности вместе со всеми факторами, обеспечивающими эту успешность (интеллект, харизма и пр.)
<...>
- 6 -
Этот контекст может быть расширен и дополнен подробным "деревом вариантов". Суть, однако, не в конкретных схемах, которые могут сильно варьироваться от автора к автору, от версии к версии. Суть в том, что всякая цивилизация - есть ответ на некоторый вызов со стороны природы или иных цивилизаций (А.Тойнби). Выбор между путями развития культуры всегда подразумевает вопрос, какая из культур содержит более адекватный ответ на тот или иной актуальный для социума выбор.
Поэтому априори нелепы всякие попытки изобразить историческую альтернативу, не уяснив предварительно, ответом на какой вызов являются ваши построения.
Рейх: тот, который мы знаем, был обречен проиграть войну. Любая альтернативная версия, предусматривающая победу Германии, должна в обязательном порядке предусматривать такие изменения в социально-психологической структуре нацизма, которые сделали бы Рейх государством, более адекватным цивилизационным задачам, нежели буржуазно-демократические режимы. Только в этом случае альтернативная история станет истинной системой.
"Настанет день негадан и неждан, когда в стекле возникнет Отраженье,
Тогда весь мир уйдет на задний план и все зависит лишь от точки зрения…"
Сноски
1. Понятно, что термин "вероятность" употребляется здесь в наиболее общем значении - как мера неопределенности нашего знания о системе. Отрицательную вероятность имеют события, несовместные с дефиницией системы. Например, при бросании стандартной игральной кости вероятность выбросить любую цифру от одного до шести одинакова и стремится (снизу) к 1/6. Вероятность того, что кость встанет на угол или на ребро (или развалится при ударе) стремится к нулю. Вероятность того, что одновременно выпадут две разные цифры, строго равна нулю, так как не соответствует априори определенной информации о поведении системы. А вот вероятность того, что при броске выпадет семерка, отрицательна: она противоречит самому определению системы "игральная кость". [Назад]
2. Соотношение Гейзенберга связывает между собой неопределенности координаты и импульса или (что эквивалентно) времени и энергии. Поэтому, чтобы зафиксировать частицу определенной массы-энергии, необходимо затратить определенное время. Если частица живет меньше этого времени, невозможно каким-либо способом доказать или опровергнуть ее существование. [Назад]
3. Чем меньше референтная группа исследователей, тем уже спектр текущей Реальности. Однако, его ширина ни при каких условиях не может быть равна нулю - из-за комплекса проблем, порожденных задачей синхронизации. [Назад]
4. В физике: тонкий подбор физических констант (шире - законов), позволяющий получить Вселенную, комфортную для человека. (Например, небольшое изменение постоянной тонкой структуры "альфа" сделало бы невозможным существование звезд с длительной стабильностью светимости, таких, как солнце. Между тем, значение постоянной "альфа" определилось в момент Большого Взрыва и было обусловлено случайной комбинацией ряда факторов. Согласно антропному принципу, эта комбинация не была случайной: на все соотношения, описывающие Вселенную и ее законы, наложено требование соответствия Вселенной и человека.
Антропный принцип в теоретической истории - граничное условие, которому должна удовлетворять совокупность состояний после интегрирования по историческому континууму: хотя дочеловеческая и внечеловеческая эволюция модифицирует вероятности событий, результирующая история должна быть человеческой. Некий аналог "массовой поверхности" в теоретической физике: интегрирование осуществляется по всему пространству, но ответ должен быть наблюдаемым.
Есть основания считать, что антропный принцип в физике есть частный случай этого принципа в теоретической истории, - иначе говоря, физический вакуум есть проявление исторического (информационного) вакуума. [Назад]
5. Во избежание путаницы: текущая Реальность есть история, осознающая себя - сознание исторического процесса. Верифицируется коллективным сознанием референтной группы исследователей. Альтернативные Реальности (Отражения) - история, которая не осознает себя (является возможностью, но не действительностью). Верифицируется индивидуальным сознанием. "Альтернативные нереальности" история, не являющаяся возможностью - переходной уровень исторического процесса. Верифицируется индивидуальным бессознательным. "Виртуальная история" - содержит события с отрицательной вероятностью. Верифицируется видовым бессознательным. "Исторический вакуум" - множество событий с отрицательной вероятностью плотно в пространстве версии - верифицировано быть не может. [Назад]
6. В значительной мере таковыми странами были СССР и Германский Рейх. Но наиболее чистым примером является Парагвай, единственный пример внегосударственной индустриальной культуры. [Назад]
7. О понятии "Левиафан" смотри статью "История - метаязыковой и структурный подходы". "Кольцо" же представляет собой весьма необычный конструкт, в котором информация находится на грани самоорганизации. Вместе с носителем "Кольцо" образует информационный объект (оно обретает поведение, не определяющееся императивами носителями). В отсутствии носителя объект "умирает". Можно сказать, что в "Кольце" наблюдается симбиоз искусственной и естественной психики. Всякое "Кольцо", некий аналог Толкиенского кольца всевластия, защищает носителя (как в информационном, так и в реальном мире), но модифицирует его личность. [Назад]
8. Термин "кодон" для обозначения информационных объектов, не обладающих свойством аналитичности, принадлежит А.Лазарчуку.
9. Заметим здесь, что на примере шахмат можно проследить воздействие альтернативных версий на текущую реальность: ходом партии управляют варианты, отбрасывающие на игру свои тени. [Назад]
10. Иными словами - "цивилизация" - это способ взаимодействия носителей разума с внешней средой. [Назад]
16. В текущей Реальности американцам удалось за три дня восстановить и отправить в бой корабль, требующий трехмесячного докового ремонта. Рассказы об этом событии пронизаны ощущением чуда. [Назад]
17. Здесь мы сталкиваемся с рекуррентностью: человеческая психика (микрокосм) структурно эквивалентна коллективной психике (социокосму). То есть, изменения в индивидуальной психике точно так же определяются диалектикой абсолютной устойчивости / абсолютной изменчивости, как и изменения в истории в целом. Но: мы не можем точно рассчитать события на макроуровне, не разобравшись в индивидуальных реакциях. А эти реакции мы не можем предсказать, не построив весь макроскопический контекст. Возникающая задача не решается в общем виде, но приемлемое приближение можно получить, используя процедуру "зашнуровки". (См. статью "История - метаязыковой и структурный подход".) [Назад]
18. Если при угрозе Вторжения командующий флотом выражает некоторые сомнения в адекватности своих сил, это - обычная попытка обратить внимание политического руководства на реальные трудности. Когда точно такие же заявления делаются во время начавшегося вторжения, они должны рассматриваться, как государственная измена. [Назад]
"Нам угрожает инопланетный корабль, начинённый атомными бомбами — у нас есть транспортир!"© Вит
Понятна моя мысль неглубокая?