Религия, мифы и обряды.

Список разделов Книжная полка Всё о книгах

Описание: Форум для анонсов, сообщений о новинках, обсуждений книг и тому подобного.
Счётчик сообщений в этом форуме не работает.

#1 alex_li » 03.12.2014, 04:06

Д. М. Угринович | Обряды. За и против (1975) [DJVU]

Издательство: Политиздат
Отрасль (жанр): религиоведение, социология, политология, история, культурология
Формат: DJVU
Качество: Хороший скан
Иллюстрации: Без иллюстраций
Страниц: 178

Описание:
Доктор философских наук Д. М. Угринович, автор многих книг, посвященных социологии и психологии религии, в своей новой работе стремится выявить социальную сущность обряда, показать, что безрелигиозные обряды на протяжении веков играли важную роль в передаче социального опыта новым поколениям. Значительное место в книге занимает рассказ о новых традициях, новых ритуалах, которые входят в жизнь советских людей.

Изображение

http://vk.com/doc8157_346301483?hash=fa78c7e14464f0f08b&dl=1a7de6bda8090c722e



Джон Робертсон | Первоначальное христианство (1930) [DJVU]

Издательство: Атеист
Отрасль (жанр): монография, религиоведение, философия, история
Формат: DJVU
Качество: Хороший скан
Иллюстрации: Без иллюстраций
Страниц: 166

Описание:

Робертсон (Robertson), Джон Маккиннон (1856 - 1933) - английский историк раннего христианства. Исследования Робертсона направлены главным образом на поиски корней евангельского мифа о Христе. Робертсон пришел к выводу, что основным источником этого мифа является дохристианский древнееврейский культ Иисуса (Иошуа), следы которого он находил и в Ветхом завете (Иисус Навин), и в Новом завете. Работы Робертсона явились важным этапом в развитии мифологической школы, отрицающей историчность Иисуса Христа. Робертсон, однако, оставлял без внимания социальную основу изучаемых верований и культов.

Изданная на русском языке книга "Первоначальное христианство" является первой частью труда Робертсона "Краткая история христианства", впервые вышедшей в Англии в 1902 году (всего вышло 3 издания - последнее в 1931 г.).

Изображение

http://vk.com/doc8157_346295486?hash=3803b281e5cccf6704&dl=dcaeda0779346b0c54



Евгений Густавович Вейденбаум | Кавказские амазонки. Материалы для древней этнографии Кавказа (2010) [DJVU]

Издательство: Издательство М. и В. Котляровых
Тираж: 100 штук
Формат: DJVU
Качество: OCR без ошибок
Иллюстрации: Без иллюстраций

Описание:

Евгений Густавович Вейденбаум (1845-1918) окончил Петербургский университет, служил на Кавказе, с 1897 года состоял членом, а с 1904 года - председателем Кавказской археографической комиссии.
Он, словами М О. Косвена, «видный, разносторонний кавказовед», первым начавший «заниматься обобщением кавказского этнографического материала по отдельным темам».

Автор не потерявших своей актуальности работ: «Заметки об употреблении камня и металлов у кавказских народов» (1876), «По поводу черкесов в Дагестане» (1876), «Священные рощи и деревья у кавказских народов» (1878), сборника «Кавказские этюды» (1901), перевода книги итальянца Ксаверио Главани «Описание Черкесии 1724 г.».

Статья «Кавказские амазонки», которая считается «основательной работой, почти исчерпывающей соответствующий материал», впервые была напечатана в 1872 году в журнале «Знание» и с тех пор не переиздавалась.

В приложении публикуются раздел из книги «Новые заметки на древние истории Кавказа и его обитателей»(1866) языковеда и историка А. А. Цагарели (1844-1929), автора статьи «Амазонки на Кавказе» (1870), а также очерк советского ученого В. Б. Виноградова «Кто ты, храбрая амазонка?» - о захоронении на берегу реки Малки, в Кабардино-Балкарии.

Содержание:

Кавказские амазонки. Материал для древней этнографии
Приложения:
И. Шопен. Амазоны
В. Б. Виноградов. Кто ты, храбрая амазонка?

Изображение

http://vk.com/doc8157_346294913?hash=7c110e48fbe92a9aa6&dl=8c6c3cdcae54878207



Е.Б. Вирсаладзе | Грузинские народные предания и легенды [1973] [PDF]

Название: Грузинские народные предания и легенды
Год: 1973
Издательство: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука"
Жанр: Предания и легенды
Формат: PDF
Качество: Хороший скан с илл.

Описание:

Первая широкая публикация грузинских преданий и легенд, сопровождаемая фольклористическим предисловием и примечаниями.
В сборник включены предания космогонического, этиологического и морально-дидактического характера, предания о строительстве крепостей, сел и храмов, о выдающихся исторических деятелях и народных героях.

Сборник рассчитан на взрослого читателя.

Изображение

http://vk.com/doc8157_346294624?hash=15956032c7be2e66dd&dl=00aba157199766d4ed



Е.Б. Вирсаладзе | Грузинский охотничий миф и поэзия (1976) [DJVU]

Издательство: Наука
Формат: DJVU
Качество: OCR без ошибок
Иллюстрации: Без иллюстраций

Описание:

Монография представляет собой исследование богатейшего грузинского охотничьего эпоса, в основу которого положен обширный фольклорный материал, собранный в значительной степени самим автором в различных районах Грузии. Автор широко привлекает вспомогательные источники, в частности материалы по этнографии Грузии, данные ряда исторических дисциплин, сравнительные материалы об эпосе других народов. В книге дана развернутая критика антиисторического направления в фольклористике.

Содержание:

От редколлегии
Введение
Глава I. К истории вопроса
Глава II. Народные традиции охоты в Грузии
Глава III. Цикл песен и преданий о погибшем охотнике
Глава IV. Чудесные дары
Глава V. Охотничий эпос и «Сказание об Амирани»
Глава VI. Опыт типологического и сравнительного анализа сюжета о погибшем охотнике
Глава VII. Представления о хозяевах животных в христианскую эпоху и их отображение в охотничьем эпосе
Глава VIII. Художественные образы грузинского охотничьего эпоса
Глава IX. Охотничьи баллады
Глава X. Традиции охотничьей поэзии в жанрах грузинского фольклора
Глава XL Традиция исполнения охотничьего эпоса
Тексты
I. Охота
II. Охотники
III. Мифологические песни и предания
IV. Баллады
Примечания к текстам
Глоссарий к текстам
Перечень географических названий, упоминаемых в текстах
Библиография
Условные сокращения
Summary

Изображение

http://vk.com/doc8157_346294300?hash=8c35fc4ee9c1400cba&dl=a8c65a0482c2946439

Добавлено спустя 14 минут 29 секунд:
С. А. Токарев (гл. ред.) | Мифы народов мира. Энциклопедия [2 тома] (1987-1988) [DJVU]

Издательство: Советская энциклопедия
Отрасль (жанр): энциклопедия, история, философия, религиоведение, культурология, этнография, мифология, фольклор, искусство
Формат: DJVU
Качество: Хороший скан
Иллюстрации: Цветные и черно-белые
Страниц: 675, 723

Описание:

В энциклопедии излагаются мифологические представления различных народов мира. В ней помещается широкий круг статей о богах, духах, полубожественных и демонических персонажей, эпических героях, а также об основных мифологических мотивах и образах. В ряде статей раскрывается содержание научных теорий в изучении мифологии и роль мифологии в истории культуры. Энциклопедия содержит краткую информацию об отражении мифологических образов и сюжетов в литературе и искусстве.

Изображение

http://vk.com/doc8157_346276350?hash=2a78d140c6033cae1a&dl=18b5b45c32e03914da - Файл Мифы народов мира. 2-е изд. Т.1. А-К - 1987.djvu

http://vk.com/doc8157_346279280?hash=4ddf2091aff8d873f1&dl=21e3944f4ef57af47a - Файл Мифы народов мира. 2-е изд. Т.2. К-Я - 1988.djvu
Тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао]. ЛаоДзы
alex_li M
Автор темы
Аватара
Возраст: 50
Откуда: Нижний Тагил
Репутация: 681 (+682/−1)
Лояльность: 190 (+190/−0)
Сообщения: 373
Зарегистрирован: 04.07.2014
С нами: 2 года 6 месяцев
Имя: Александр

#2 alex_li » 04.12.2014, 12:46

Тролли -
в германо-скандинавской мифологии -великаны. Обитают внутри гор или поблизости, где они хранят свои сокровища. Они уродливые, обладают огромной силой, но глупы. Как правило вредят людям, похищают их скот, оказываются людоедами. На солнечном свете они умирают, превратившись в камень. По другим легендам тролли были маленькими, чуть больше гномов с противными морщинистыми телами и жили они в норах в лесу или пещерах в горах.
Детали образа троллей в фольклоре сильно зависят от этноса. Иногда они описываются разнообразно даже в одной и той же легенде.

Слово «тролль» часто связывают с образование гор и скал, про которые люди говорят, что это тролли, обращенные в камень, например: Тролльтинды (Волшебный Трут), Тролльхольм (Волшебный Холм), Тролльхейм, Йотунхейм и многие другие.
В Норвегии есть и другие географические названия, связанные с троллями, в этом случае — на уровне нечистой силы: Тролльвей («дорога троллей»), Тролльботн («ущелье троллей»), Тролльванн («озеро троллей»).

По норвежским преданиям, увидеть тролля можно в глухом лесу или высоко в горах. Тролль с виду похож на гору или гигантский валун, поросший мхом и вереском, а иногда и деревьями. У норвежского тролля может быть одна, три, пять, шесть, семь, девять или больше голов.
Предками троллей, в представлении норвежцев, являются великаны-йотуны/ётуны, которые стояли у истоков образования мира.

Слово «тролль» стало общим обозначением горного великана, а иногда и обозначением всей нечисти. Более того, норвежское слово «волшебство, колдовство» тоже имеет корень «тролль» — «тролльскап» (trollskap).

По преданиям, великаны враждовали с богами и людьми. О них говорили, что они свирепы жестоки и упрямы. Самый известный борец с йотунами — бог Тор. Он побеждал их своим знаменитым молотом Мьёлльниром благодаря своему мужеству и хитрости. Однако в мифологии есть упоминания и о том, как йотуны и асы влюблялись друг в друга. В поздней фольклорной традиции великанш называли гюграми.

С христианизацией Норвегии у троллей появился новый враг — Улав Святой. Улав обладал особым даром: он мог управлять горами и скалами, умел обращать троллей в камень. Впоследствии великаны пытались бороться и с церквями.

Существуют рассказы о том, что тролли иногда появляются среди людей в человеческом обличье. Обычно человек не сразу может догадаться, с кем имеет дело. Однако рекомендуется, что, если он заподозрит неладное, ни в коем случае не должен жать незнакомцу руку. Они также могут принимать облик собаки, чёрного козла или дружелюбного человека с хвостом. Главное — знать, как обращаться с ними. Во-первых, храните тайну своего имени. Не принимайте от тролля угощения и бегите прочь так, чтобы ваши следы образовали крест с бороздами плуга на пашне. Если вы повстречались в ущелье, пригласите тролля проследовать за вами к свету: он окаменеет с появлением яркого солнца.

Изображение

Изображение

Изображение
Тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао]. ЛаоДзы
alex_li M
Автор темы
Аватара
Возраст: 50
Откуда: Нижний Тагил
Репутация: 681 (+682/−1)
Лояльность: 190 (+190/−0)
Сообщения: 373
Зарегистрирован: 04.07.2014
С нами: 2 года 6 месяцев
Имя: Александр

#3 alex_li » 09.12.2014, 00:57

ЛУКОМОРЬЕ

«У Лукоморья дуб зелёный…» — эти строчки знакомы каждому с детства. Воспринимается это «Лукоморье» как некая далёкая сказочная страна. Но на самом ли деле это вымышленное место? Попробуем в этом разобраться.

В это трудно поверить, но в XV веке, как сообщает Карамзин, у московских обывателей было четкое представление о том, где находится Лукоморье. Считалось, что это место на берегу океана на Севере, там, где полярный день и ночь делят год пополам. О самих обитателях Лукоморья ходили разные поверья, вплоть до того, что на время полярной ночи они умирают, а весной вновь обращаются к жизни.
Со средних веков наше Лукоморье появилось на географических картах Кантелли, Меркатора, Гондиуса и других картографов. Австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн писал в своей книге «Записки о Московии» (1549), что Лукоморье располагается в излучине реки Обь. Именно так оно было обозначено на азиатских картах.

Стоит немного рассказать об обитателях, населявших Лукоморье. Существуют упоминания французского путешественника Мандевиля о народах, живущих как раз в верховье Оби, о культе поклонения образу Солнца и красному знамени. По убеждениям известного мыслителя XX века Рене Генона, в месте устье Оби находилась одна из семи башен Сатаны (европейцы всегда были склонны к излишней демонизации нашей страны).

Если обратить внимание на этимологию слова «лукоморье», то можно выделить две части «лука» — изгиб, и «морье» — берег. То есть это изогнутый берег моря, бухта. Если уж речь шла об излучине реки Обь, то почему было не назвать эту область «лукоречьем»?

Примечателен и тот факт, что в мифологии славян существует образ северного царства на краю света, где растёт огромное дерево, Дерево Центра, – ось мира, вершина которого простирается в небеса, а корни дерева уходят глубоко в землю (Низжий Мир) «…дуб зелёный, златая цепь на дубе том…».
Любопытно то, что в черновиках Пушкина кот ходит не влево-вправо «…идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит…», а вверх-вниз, точно так же как и боги.

Обратим внимание на древнейшие тексты Ригведа (1700-1100 годы д.н.э.) и Авеста (1200 годы д.н.э.), которые повествуют о прародине древних ариев, поглощаемой каждые полгода полярной ночью. Но когда наступает полярный день и Солнце показывается над горизонтом, оно больше не садится — описывает круги по горизонту ещё полгода. Практически же такое вращение Солнца может наблюдаться только на Северном полюсе.

Вернёмся к карте Меркатора (1569 г.), на которой в месте Северного полюса был обозначен неизвестный материк, разделенный реками с горой в самом центре. Подписи на топографическом документе гласят о том, что карта основана на многочисленных свидетельствах путешественников и рыцарей Круглого стола.

Исследования, направленные на сравнение древней карты с очертаниями берегов Карелии, Кольского полуострова и Скандинавии говорят нам о том, что материк на Северном полюсе показан на карте Меркатора весьма точно. Неужели было время, когда Северный полюс ещё не был покрыт льдами?

Интересно, что упоминание о рыцарях короля Артура говорит о том, что путь искателей священного Грааля привёл их на прародину всех европейцев — Гиперборею. Нельзя обойти вниманием тот факт, что Руслан отправился на поиски своей Людмилы, похищенной колдуном Черномором, из Киева прямо на крайний север, а не на юг к Черному морю, куда по логике направляет имя колдуна.

Далее, согласно легенде, Огьер Датский, будучи паладином Карла Великого, попал на Аваллон, где произрастает Дерево Центра. Уже знакомый нам дуб у Лукоморья.
Мнения исследователей сходятся в том, что все европейские народы могут иметь общую прародину, которая скрылась подо льдами Арктики. Греки называли эту родину Гиперборея, британцы – Аваллон, германцы – Туле, индийцы и иранцы – Арианна Вейэджо.

В настоящее время Артика стала яблоком раздора всех крупных держав. Подо льдами скрыты огромные залежи природных ресурсов. А выгодное стратегическое расположение открывает большие возможности. И каждый европейский народ может иметь свои права на эту территорию, — покрытую льдами прародину всех европейцев.

А мы, в свою очередь, не будем забывать о том, что Лукоморье – это «русский дух, там Русью пахнет…». Наши предки, покидая родные территории, захватываемые арктическими льдами, нарекли в честь Лукоморья берега Оби, Азовского, Черного и Каспийского морей.

Изображение
Тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао]. ЛаоДзы
alex_li M
Автор темы
Аватара
Возраст: 50
Откуда: Нижний Тагил
Репутация: 681 (+682/−1)
Лояльность: 190 (+190/−0)
Сообщения: 373
Зарегистрирован: 04.07.2014
С нами: 2 года 6 месяцев
Имя: Александр

#4 alex_li » 25.02.2015, 01:50

Самсонов Анатолий Евгеньевич Славянские,

Русские Боги Древней Руси, до появления на Руси христианства.

http://samlib.ru/s/samsonow_a_e/russkiebogi.shtml

Добавлено спустя 53 минуты 12 секунд:
Энциклопедия символов - http://samlib.ru/o/olxga_shumaher/simwolika.shtml
Тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао]. ЛаоДзы
alex_li M
Автор темы
Аватара
Возраст: 50
Откуда: Нижний Тагил
Репутация: 681 (+682/−1)
Лояльность: 190 (+190/−0)
Сообщения: 373
Зарегистрирован: 04.07.2014
С нами: 2 года 6 месяцев
Имя: Александр

#5 alex_li » 07.03.2015, 15:55

«Калевала» – карело-финский эпос.

По своему происхождению и содержанию "Калевала" принадлежит к тем памятникам мировой культуры, которые возникли на стыке двух художественных традиций: устной и письменной, фольклорной и книжно- литературной.

В основу карело-финского эпоса легли руны – народные эпические песни, большая часть которых была записана в Карелии. Руны, составляющие эпос, не имеют единой сюжетной линии, повествование перескакивает с одного на другое, в нём содержатся нестыковки и неувязки. «Калевала» - это название одной из двух стран (вторая страна называется Похьёла), в которых живут и по которым путешествуют герои эпоса.

Собранный фольклорный материал обработан и сведен воедино финским языковедом и врачом Элиасом Лённротом. Помимо 50 рун, в Калевалу включены свадебные песни и обряды, заговоры-обереги и заклинания. Элиас Лённрот трудился над созданием «Калевалы» в течение 20 лет. Результат его работы был опубликован 28 февраля 1835 года. Первый тираж «Калевалы» был совсем небольшим, всего 500 экземпляров. Кстати, в этих книгах имя автора нигде не указывалось, лишь предисловие к поэме было скромно подписано инициалами Лённрота: «E. L.». Возможно, автор поскромничал, так как считал своё произведение не совсем законченным – после первой публикации «Калевалы» он продолжил свою работу, отшлифовывая произведение, сглаживая неточности и шероховатости. Окончательная версия эпоса увидела свет спустя четырнадцать лет, в 1849 году.

Изображение

http://vk.com/doc14484020_372024877?hash=6b8b75374321700386&dl=53355210dcaf1f0f45
Тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао]. ЛаоДзы
alex_li M
Автор темы
Аватара
Возраст: 50
Откуда: Нижний Тагил
Репутация: 681 (+682/−1)
Лояльность: 190 (+190/−0)
Сообщения: 373
Зарегистрирован: 04.07.2014
С нами: 2 года 6 месяцев
Имя: Александр

#6 oleg_wolkov » 08.03.2015, 15:48

"Психология религии" Сафронов А.Г
http://www.koob.ru/safronov/psy_religion

Настоящая монография посвящена целостному рассмотрению религии как психологического феномена.

В частности, освещены следующие вопросы: психологические истоки религии, роль измененных состояний сознания в системе религиозного опыта, эзотерические психопрактики в религиозных традициях мира, а также проблема манипулятивного воздействия на психику со стороны так называемых неорелигиозных организаций. Особый интерес представляет анализ психологической природы методов, используемых неорелигиозными культами, механизмов их деструктивного влияния на психику человека, а также методов и моделей искусственного вовлечения человека в деятельность религиозной организации.

Религиозные психопрактики в истории культуры Сафронов А.Г.
http://www.koob.ru/safronov/psihologiya_religii

Монография посвящена исследованию психопрактик, прежде всего религиозных, как неотъемлемого культурного феномена, присущего человечеству на всех этапах его развития, выявлению их культурообразующих и других функций. В работе рассмотрены проявления психопрактик в различных культурных традициях, исследован их генезис, эволюция, взаимодействие с другими формами духовной жизни.

Особое внимание уделено религиозным и околорелигиозным психопрактикам, представленным в современной культуре. Также в работе рассмотрены такие вопросы как место измененных состояний сознания в культуре и религии, роль религии в формировании и поддержании социотипа, культурное значение эзотерических психопрактик, философские и религиозные корни современной психотерапии.

P.S. Очень полезные книжечки, помогают понять генезис религий и их место в культуре.
Не сдирайте с людей маски - вдруг это просто намордник.
oleg_wolkov M
Аватара
Возраст: 50
Откуда: Ростов-на-Дону
Репутация: 1194 (+1235/−41)
Лояльность: 2199 (+2239/−40)
Сообщения: 413
Зарегистрирован: 25.08.2011
С нами: 5 лет 4 месяца
Имя: Олег


Вернуться в Всё о книгах

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость