#119 Лорд д'Арт » 26.11.2011, 14:34
Глава 10.
Выдержки из интервью с Героем Советского Союза, Левитовым Андреем Сергеевичем, полковником авиации в отставке, ветераном Великой Отечественной войны, летчиком-истребителем 1-го Гвардейского Истребительного авиаполка. Серия передач «Наша Победа», канал «Культура и история».
- Добрый день, Андрей Сергеевич. Наши зрители, узнав, кто будет сегодня в студии, буквально завалили редакцию вопросами. И хотя на каждый из них ответить просто физически невозможно в отведенный нам хронометраж, самые интересные мы надеемся осветить с вашей помощью.
- Добрый день. Конечно же, чем смогу – помогу, - ветеран смущенно улыбнулся, явно не будучи привычным к такому количеству камер и внимания.
- Начнем вот с чего. Многие наши зрители интересуются причинами столь больших успехов немецких пилотов на первом этапе войны. Известно, что уже после войны, когда обобщали основные недостатки предвоенного обучения летчиков-истребителей, выделяли среди них несколько основных. Сюда относили и малый налет на боевых машинах, и неумение стрелять по воздушным целям, и незнание того, как осматриваться в воздухе. Андрей Сергеевич, насколько вы с этим согласны?
- Спорно это все.
Налет на боевых машинах был не то, чтобы большой - это и правда так. В конце концов, что-то около сорока часов на боевом истребителе - это не слишком много. С другой стороны, это не так уж и мало. Всё зависело от того, на что это время тратилось.
То, что не умели стрелять по воздушным целям – это совсем уже неверно. Мы в училище стреляли достаточно много, по конусам. У нашего выпуска было стрельб сорок пять-пятьдесят. Из них по воздушным целям что-то около пятнадцати. Точнее уже сейчас не скажу.
Стоит, наверное, только отметить, что навыка в определении дальности до цели у нас не было. Это из-за того, что по конусу определить дистанцию было никак невозможно. И получалось, что в реальном бою летчик начинал стрелять со слишком большой дистанции. С другой стороны – быстро научились, стали «по заклепкам стрелять».
- Это как? Поясните, пожалуйста, нашим зрителям.
- Стрелять можно только тогда, когда начинаешь различать заклепки. Как стали это простое правило применять, так и стали очень хорошо попадать. Исключение разве только Драгомиров составлял – он вообще пилотом от Бога был, прирожденный истребитель. Дистанцию всегда видел очень хорошо, даже и без заклепок.
- Меткий пилот?
- Да более чем. Лучше него в воздухе никто не стрелял. Не только у нас в полку, но и вообще.
- К товарищу Драгомирову мы еще вернемся, чуть позже. А пока расскажите, пожалуйста, про осмотрительность.
Ветеран пожал плечами, словно ему было все равно о чем, говорить и принял более удобную позу, звякнув «иконостасом» на груди.
- Было, было такое. Навык кругового обзора, конечно, у многих страдал. А если у тебя с этим проблема - то поздно обнаруживаешь врага. Что, понятное дело, дает ему больше шансов тебя сбить.
Когда мы, молодые еще пацаны, прибыли на фронт, нам Драгомиров – он тогда уже старшим лейтенантом был – сказал: «Смотреть назад так, что бы видеть костыль, своего самолета». Говорят, что один в один те же слова своим новичкам и Сафонов, и Покрышкин, и другие наши асы своему пополнению вдалбливали.
- И как, получалось?
- Не сразу, и не у всех. Там есть хитрости свои. Например, надо не просто так головой крутить, а правильно – вначале вдаль смотришь, а потом «приближаешь». Высматриваешь, так сказать, «точки». Как увидел такую - сразу должен распознать, самолет это или нет. Если же вдруг увидел не точку, а целый самолет, то это означает только одно – проморгал подкрадывающегося врага, и по тебе сейчас начнут стрелять.
- Спасибо, Андрей Сергеевич. А вот и такой вопрос: как вводилось в бой пополнение в вашем полку? Что делалось для скорейшей ликвидации у летчиков перечисленных выше недостатков обучения?
Ветеран грустно вздохнул, и оглядел студию. Такое количество жадно внимающих каждому его слову лиц было как-то непривычно.
- Берегли нас «старики». Как могли. И опытом делились, и хитрости подсказывали, и не на каждое задание посылали. Постепенно, так сказать, в бой вводя. Опять же, одних не пускали – как сопровождение какое, или разведка, то брали как один к одному. То бишь, на одного молодого – одного опытного. И смотрели, как новичок себя в воздухе держит. Спрашивали, что видел, опять же, и сравнивали с тем, что «старики» видели. Бывало, что и взбучку задавали.
- И Драгомиров тоже? – задал практически провокационный вопрос ведущий.
- Он – нет. Он вообще разве что не постоянно в воздухе находился. У него даже ведомых несколько штук было. Просто потому, что его темпа люди не выдерживали. А он – стальной человек. А на земле у него на ругань сил не было. Спал, ел. Опытом делился, опять же, когда свободная минутка все же появлялась, или там нелетная погода. Мы его «опаленным войной» промеж себя называли.
- Видимо, тему товарища Драгомирова придется все же поднять несколько раньше. Вот многие спрашивают про его фронтовое прозвище «Коса». Откуда пошло? А то версий множество самых разных…
- А у него «семерка» на самолете была. Наклеенная. Такая, знаете, под косу стилизованная.
- Как у старухи с косой – смерти?
- Да нет, на обычную крестьянскую похожа. Это немцы уже его «смертью» прозвали. А там и прилепилось.
- Андрей Сергеевич, а правда, что у вас в полку именно Драгомиров предложил вести в бой пары, вместо «троек»?
- Да как сказать. Знаю, на обсуждении у комполка – им тогда еще Ерлыкин был, хороший человек – решение такое приняли. Меня там не было. Но летать так стали с конца августа, а Драгомиров из госпиталя только в конце июля вернулся. Как раз с новым званием.
- Эрих Хартман признался, что однажды, в сорок четвертом году уклонился от боя с Драгомировым. Как, на ваш взгляд, стоит к этому относиться?
Ветеран задумался.
- Знаете, на мой взгляд, не может быть тут однозначного мнения. Зависит от того, какая там была ситуация.
И тут возможно два варианта. Если уклонялся он во время «свободной охоты», и она велась обеими сторонами - то Хартман безусловно поступил правильно.
Скорее всего, внезапно атаковать он не имел возможности, а такая подготовка к маневренному бою, какую имел Драгомиров, Хартману и не снилась. Она, если честно, вообще никому не снилась.
В таком случае, Хартман просто верно оценил свои силы и возможности, когда уклонялся от этого боя. Не готов он был для такого боя. Драгомирова откровенно стали бояться уже в сорок втором. А уж в сорок четвертом, когда у нас уже новые самолеты были… Там все для немцев совсем грустно было.
Ветеран махнул рукой. Журналист, однако не унимался:
- Вы сказали, что в случае с Хартманом надо рассматривать два варианта. И какой же второй?
- Драгомиров прикрывал ударные самолеты. Наш полк, хоть и всю вторую часть войны превосходство в воздухе обеспечивал – тем не менее, часто и сопровождением занимался. И районы, бывало, прикрывали.
И, как ты понимаешь, элитный гвардейский полк - полк Драгомирова, абы кого прикрывать или там сопровождать не пошлют.
Так вот, в таком варианте Хартман был атаковать попросту обязан. И никаких оправданий. Ну, то есть не Драгомирова, конечно, а штурмовики или там бомбардировщики.
Хот, конечно, безнаказанно это делать Драгомиров бы не позволил. Но, конечно, убегать Хартман не имел права.
Да и если бы Хартман должен был свои бомбардировщики сопровождать, так сказать обратная ситуация – и здесь он должен был в бой вступать. Поскольку, если Драгомирова не отвлечь, то он ударные самолеты попросту размажет. Что, он, кстати, часто и делал. Вот как-то так.
- А скажите, Андрей Сергеевич, как техника была? Лучше, хуже немецкой? Как вам «Яки» нравились? По справочникам смотришь – чуть ли не до конца войны все самолеты хуже немецких были. Я имею ввиду модели.
- Да не сказал бы. «Як» - замечательнейшая машина была. Начинали-то войну на И-17, тоже был хорош. Слабоват по вооружению, но тут уже многое от пилота зависело. А так – почти со всем моделями «Мессершмидта» мог на равных драться, кроме разве что самых последних. Но и с ними тоже – если на горизонталь вытянуть и ошибок не делать.
А «Як» - ну, любовь. Особенно, как мы на третий перешли. Это в самом начале сорок третьего было. Нам в полк поставили с тремя пушками вариант – зверь-машина. Именно на ней мы все свои счета понаувеличивали, если уж совсем грубо говорить.
Говорят, Драгомирова сам Сталин спрашивал – какой бы самолет тот хотел. А мы тогда на первых «Яках» еще летали. Ну, он тогда и попросил чуть поболее оружия и все в таком духе. А Яковлев – сделал.
- А правда, что расстрел кабины был фирменным почерком Драгомирова?
- Да, я это сам раза два или три видел. Он пользовался тем, что «Як» - машина легкая, маневренная до жути. Ну и стрелял, конечно, невероятно. Ни у кого больше такого не видел.