#48 Лорд д'Арт » 13.09.2011, 20:04
Сегодня большой кусок:
***
- Игорь! Игорь! Гоша, мать твою, - в ответ на вопль студента своему другу обернулось пол-аудитории, сгрудившейся около доски и внимательно что-то на ней рассматривающей.
- Простите мой французский, дамы, - извинился кудрявый товарищ, - но дело не ждет.
- Миха, чего тебе? - пробившийся сквозь толпу означенный Гоша выглядел весьма приметно. Высокий широкоплечий короткостриженный блондин с голубыми глазами служил предметом воздыханий значительной части девушек их курса. Впрочем, не только их.
- Пойдем быстрее, дело есть, - обрадованный появлением Игоря паренек едва не подпрыгивал на месте от нетерпения.
- Чего за дело?
- Расскажу. Не пожалеешь, правда.
Пожав плечами, высокий студент неторопливо отправился за почти бегущим другом.
Наконец, достигнув свободной аудитории, Михаил тормознул и, оглядевшись, проскользнул внутрь.
- Итак? Что за шпионские игры? - Игорь, усевшись на место преподавателя, строго посмотрел на одногруппника.
- Смотри, только-только газету купил, - произнес взволнованным голосом Михаил и вытащил из солидного портфеля свернутую “Правду”.
- И?
- Да ты прочитай.
Когда буквально пару минут спустя Игорь поднял голову, в его глазах уже горел точно такой же огонек, что и у его товарища.
- Мы выиграем!!! У нас же как раз такие наработки уже есть! Считай, наша дипломная работа!
- Гоша, а я чего говорю! Ты же когда с этой идей “свободного облика” носился, тебя вообще никто не слушал, кроме меня, Толика и твоего научника. Зато теперь – мы будем на коне! И со Сталинской премией в кармане!
Большая статья в “Правде” была посвящена объявленному Драгомировым конкурсу. Дело было в том, что производство автомобилей в стране стремительно росло. Еще в конце пятьдесят третьего года Сталин фактически приказал основать еще три автозавода. Один, что в Набережных Челнах строился на основании купленного еще в тридцать девятом завода Дженерал Моторс, второй - в Сталинграде – стал потомком «Заурера», приобритенного в тридцать первом, и, наконец, третий – в Ставрополе-на-Волге – строился с нуля.
Естественно, что и старые автопроизводства тоже потихоньку расширялись, ибо платежеспособный спрос населения постоянно рос, а предложение за ним попросту не успевало.
Но встал вопрос: а что, собственно, производить? Нет, автомобили, это понятно, но какие именно? Набережные Челны и Сталинград будут ориентированы на грузовики, но Ставропольский-то будет заниматься именно легковушками... Как и Ижевский… И что производить? Победу? Хорошая машина, слова не возразишь – но дорогая же. Не по карману простому работяге.
Да и шлепать одинаковые модели? С одной стороны это проще – но народу однообразие рано или поздно надоест, что демонстрировалось различными опросами и опытом буржуев, а значит, постоянно придется тратить целую кучу денег на перестройку производства в косметических, по большому счету, целях. Да и само производство должно меняться, тянуться за требованиями времени – и даже их обгонять. Но как этого добиться?
От людей эти размышления Драгомиров скрывать не стал и объявил конкурс на лучшее техническое решение такой вот проблемы, даже не подозревая, что трое студентов уже давно с ней борются в качестве своего дипломного проекта и даже почти уже справились.
Внешне идея была проста. Ее ядром было предложение об использовании модульных конструкций. Имелось ввиду, что завод бы производил только каркас авто, двигатель, трансмиссию, шасси. Фактически – раму с установленными агрегатами. Просто? Не очень… А если взглянуть поближе?
Рама стальная, то есть, фактически, вечная. Мотор - большой объем плюс низкие обороты, в будущем (пусть, возможно, и не самом близком) с возможностью иметь несколько на выбор, взаимозаменяемых в любой мастерской. Корпус - легкосъемные меняющиеся панели, лучше нержавеющие: алюминий, пластик… Когда они пойдут в приличных количествах, конечно. Но, собственно, сталь тоже подойдет.
Трансмиссия и прочее тоже несколько на выбор, с учетом того, что все системы предусматриваются как взаимозаменяемые.
В итоге, машина через какое-то время модернизируется, меняется любой из устаревших блоков и ездит хоть десятилетия. При этом – меняя внешний вид и, в случае необходимости, даже и внутренности.
Получается, что лет через десять (хотя, конечно, скорее двадцать) человек сможет фактически сам собирать свою машину из нравящихся ему запчастей – так, как в относительно недалеком будущем стали поступать с персональными компьютерами.
Идея-то безусловно была хороша, но была одна проблема, решение которой простым не выглядело. А именно получение высокой степени унификации и взаимозаменяемости выпускаемых разными заводами – и даже мастерскими – деталей.
Каковы были размеры этой проблемы для СССР, думается, говорить не надо. Огромные. Часто получалось так, что даже детали, выпущенные на одном заводе, не были взаимозаменяемы и требовали индивидуальной подгонки.
В теории, мелкие мастерские эту самую подгонку и должны были обеспечить, но по факту, пока что так и не было придумано, как именно это сделать…
***
Волга. Великая русская река, неспешно текущая на юг к Каспию. Одна из главнейших водных артерий страны, соединяющаяся благодаря труду тысяч советских людей со своим братом – Доном. Когда это произошло, ее важность еще больше возросла, а творение людских рук – возвышающийся на берегу зеленый город, названный именем величайшего правителя этой земли, получил гордое звание “Порта пяти морей”.
Одна из новых резиденций председателя Советского правительства была воздвигнута на берегу Волги, в красивейшем местечке - Латошинка. Это место было выбрано по просьбе самого Драгомирова, все детство проведшего в Сталинграде (пусть тогда он и назывался Царицыным).
Богдан не знал почему, но вид широкой реки, неторопливо несущей свои воды на Юг, его успокаивал и расслаблял. А это было именно то, что нужно в такое непростое время.
Вот уже больше года прошло с тех пор, как умер Иосиф Виссарионович, дважды поднявший страну из пепла. Причем не просто поднявший, но и сделавший ее одним из двух могущественнейших государств на планете. И не сумевший дожить до космического триумфа Советского Союза всего одиннадцать месяцев.
Позади остались уже четыре запуска - на один больше, чем планировалось к этому сроку. Неспроста - ибо реакция мирового сообщества на начало космической эры человечества оказалась небывалой, гораздо серьезнее и сильнее, чем ожидали даже самые большие энтузиасты ракетостроения. И потому всего месяц спустя после первого запуска к годовщине смерти Сталина на орбиту полетел еще один спутник, на сей раз уже с полноценным комплектом исследовательской аппаратуры. Еще через две недели – третий. А через два месяца после третьего в космос отправилась собака. Погибшая, правда, при спуске – но занесшая свое имя в анналы истории…
Американцы, продемонстрировав недюжинную выдержку, бросились догонять, пытаясь сделать хорошую мину при плохой игре.
“Советы бросили нам научный и военный вызов, - заявил президент Эйзенхауэр, выступая перед Конгрессом. - Мы не можем терпеть их превосходства в чем бы то ни было. Стерпим это - и потерпим поражение”. К нему прислушались – только-только созданному НАСА сразу же выделили почти миллиард долларов – чудовищные, непредставимо огромные деньги для такого проекта. Но девять женщин родить ребенка за месяц не смогут – нужны были исследования, специализированное производство, опыт – а это все время, и время немалое.
Советский Союз умудрился получить результаты немецкого ракетного проекта почти полностью (в частности, неожиданное наступление Красной Армии привело к захвату одного из ведущих центров в Пенемюнде в практически неповрежденном состоянии). Да еще и захватил девяносто процентов ученых, инженеров и конструкторов, работавших по этой тематике, вместе с их руководителем - не успевшим удрать к союзникам Вернером Брауном. Естественно, серьезно сэкономив тем самым столь дорогое время.
В результате, получивший подобную подпитку гений Королева, причем не только как конструктора, но и как управленца, позволил Советскому Союзу сделать огромный скачок вперед. В то время как американский проект, во многом держащийся на энтузиазме отдельных конструкторов и не имеющий в своем составе людей масштаба Королева или того же Брауна, плелся еле заметными темпами.
И теперь американские газеты с ужасом и гневом вопрошали, зачем было тратить огромные деньги и ресурсы на армады бомбардировщиков, если они вмиг стали бесполезны? И СССР может нанести неотразимы в принципе удар в любой момент? По любому городу Соединенных Штатов?
Действительно, один-единственный спутник оказался более серьезным аргументом, чем многотысячные танковые армии, разом посадив на аэродромы всю НАТОвскую стратегическую авиацию.
Пентагоновские генералы с их “балансированием на грани войны” осаждались журналистами, задающими, если откинуть шелуху, всего один вопрос: “Как?!”, и судорожно пытались придумать, что делать.
Богдан улыбнулся. То ли еще будет. Еще пара-тройка лет и в космос отправится человек. И вот это покажет всему миру, и самое главное, своему собственному населению, что СССР рвется вперед, к коммунизму, с каждым днем все больше к нему приближаясь. Неоспоримый аргумент в пропагандистской войне.
Тем более что армию нужно было менять. Серьезно менять. И технически, и в плане тактики и стратегии. А значит, следовало готовиться к новому циклу обновления вооружений. И то, что сейчас, перед его началом, необходимо заморозить – или хотя бы притормозить – рост военных расходов, становилось очевидно.
На оборону тратилось очень много средств, как воздух нужных экономике. Но и защита Советам была нужна не меньше. Уж чему-чему, а этому Гитлер научил надолго. Как бы не навсегда. Ракеты позволяли решить этот ребус – как средство сдерживания против Штатов они пригодятся очень даже неплохо, что позволит снизить на время производство обычных вооружений.
Что ж, в космической гонке Союз впереди, а значит, Штаты находятся в сложном положении. Им надо тратить гигантское количество денег и ресурсов, чтобы добиться хотя бы того, что уже есть у нас. А к моменту, когда они это получат, СССР будет еще дальше – пилотируемый полет вещь не такая уж и далекая. Королев сказал шестидесятый год – и, скорее всего, сказал с запасом – а значит, пятьдесят девятый вполне реальный срок. В то время как США в пятьдесят девятом в лучшем случае запустит свой первый спутник, и это при самом оптимистичном для них раскладе – их нынешний проект вообще нежизнеспособен.
Наблюдая за игрой света на водной глади, Драгомиров задумался о еще одном, немаловажном вопросе. Буквально на днях Маленков принес ему проект по решению “автомобильного вопроса”, представленный на конкурс. И молодые ребята, придумавшие идею “собери себе сам”, похоже, не догадывались о еще одной проблеме, которую мог бы решить такой подход.
Одежда. Разная и в больших количествах. И если среди мужской части населения модников было немного, то среди женщин… Это же готовая идеологическая бомба – «пусть русские летают в космос, зато мы прилично одеваемся». Именно на это начнут давить капиталисты. Давить, давить, давить… А советский человек еще пока не готов противостоять такому напору. Точнее, прошедшие войну – еще как готовы. Тряпки – тьфу для человека, пережившего голод, ужас, холод… А вот дети, которые будут расти под вражеской мозгопромывающей машиной, пусть ее воздействие и будет максимально снижено «занавесом» - они-то и окажутся под ударом. Именно так в свое время действовала церковь. Именно так будут действовать капиталисты. С расчетом на десятилетия.
Да и действительно, почему советский человек должен хоть в чем-то проигрывать кому бы то ни было еще? Даже и в тряпках – пусть и занимают они десятое, сотое место в приоритетах после безопасности, питания, образования и здравоохранения.
Итак, одежда. Имеющихся мощностей не хватало. Тупое экстенсивный путь в виде строительства все большего и большего количества фабрик здесь не годился. Легка промышленность – она не тяжелая. Вообще. Если технологии в металлургии меняются не так уж и быстро, то те же фасоны… скажем так, чаще. Намного. Очевидно? Еще как…
Так вот, может, отдать «одежный» вопрос на откуп мелким производственным кооперативам – как предлагается сделать с автомастерскими? В смысле – фабрики делают ткань, а мелкие предприятия и артели делают из нее одежду. Разделение, так сказать, труда.
Вот только не пахнет ли тут капиталистическим душком? Тот еще вопрос. Вроде бы нет – артели даже радиоприборы делают , чего про одежду-то говорить… Но тут надо бы обдумать, как с использованием Ленинских и Сталинских тезисов это обосновать поподробнее. Группа Булганина-то, конечно, обезврежена, но у нее полно нераскрытых сторонников. Идейного, так сказать, характера. И стоит ошибиться – как они тут же попытаются этим воспользоваться. Малейшая неточность – и попытаются сожрать.
Не то, чтобы это пугало. Военные и госбезопасность на его стороне – однозначно. Он сумеет, в случае необходимости, раздавить любое партийное выступление. Но лить кровь пока было не нужно. И следовало хотя бы постараться избежать необходимости массовых репрессий. Ведь междоусобной грызни Советскому Союзу не надо. Совсем. Не сейчас.
Мда. С другой стороны, если внимательно следить за производственными кооперативами, не давать им «обуржуиниваться» - почему бы и нет?
Итак, решили. Строим фабрики – они делают ткань. А из нее уже, собственно, одежду делают кооперативы и артели. Таким образом, убиваем два дела сразу – вся эта «мода» уходит туда, где ей и место – вниз. Пусть люди сами объясняют артельщикам, чего им хочется. Зачем этим заниматься наркоматам?
Так и поступим, да.
Главное – не впасть в штурмовщину, не пойти на поводу у желаний “всего и сразу”. Имеющиеся вопросы надо решать не торопясь, последовательно и обстоятельно. Не увлекаться минутными решениями, а сразу смотреть на десятилетия вперед. Да, это сложнее и медленнее, но зато наверняка.