#18 Road Warrior » 04.02.2016, 13:55
Историческая справка - Николай I.
Каторжник Зимнего дворца
Император Николай I в отечественной истории считается неоднозначной фигурой. С одной стороны, его называют «тираном и деспотом», жестоко подавившим в 1825 году восстание декабристов, с другой стороны, еще при жизни он получил прозвище «каторжника Зимнего дворца», «мужа высшего разума» и «вечного работника на троне». Все зависит от того, кто и с какой позиции ведет о нем рассказ. Только следует помнить вот еще о чем. По словам русского историка и философа Георгия Петровича Федотова, «Николай I столь ненавистный – и справедливо ненавистный – русской интеллигенции, был последним популярным русским царем. О нем, как о Петре Великом, народное воображение создало множество историй, анекдотов...»
Случайный император
Самое интересное, что третий сын императора Павла I при рождении практически не имел шансов оказаться на троне. У него было два старших брата, у которых могли оказаться наследники. Но так уж получилось, что у Александра I в браке было две дочери, которые умерли в младенчестве. От его любовницы Марии Нарышкиной, с которой он прожил без малого пятнадцать лет, как бы сейчас сказали, в гражданском браке, у него было тоже две дочери. Мужского потомства у него не было, таким образом, после смерти Александра I трон должен перейти к его следующему по старшинству брату, Константину.
Но тот, женившись на польской красавице Жанетте Грудзинской, вступил в морганатический брак, что считалось нарушением закона о престолонаследии, утвержденного Павлом I. К тому же этот брак оказался бездетным. Да и сам Константин, не желая взваливать на себя бремя государственных забот, заранее отрекся от престола в пользу Николая.
И при вступлении его на трон, все вдруг вспомнили пророчество его великой бабки, императрицы Екатерины Великой. Николай родился 6 июля 1796 года за четыре с половиной месяца до смерти Екатерины. Увидев новорожденного, она сказала: «Я стала бабушкой третьего внука, который, по необыкновенной силе своей, предназначен, кажется мне, также царствовать, хотя у него есть два старших брата». Слова императрицы оказались пророческими.
Отец-командир
Сам Николай, впрочем, не отнесся серьезно к словам своей великой бабки, и потому выбрал себе карьеру военного. Воспитывал Николая и его младшего брата Михаила генерал Матвей Иванович Ламздорф. Причем, воспитывал, как бы сейчас сказали, «по-мужски». Нашкодившие царские сыновья вдосталь огребали от строгого наставника не только подзатыльники. Ламздорф за малейшую провинность пускал в ход розги, линейку и даже ружейный шомпол.
Надо сказать, что у юного Николая характер был далеко не сахар, поэтому ему доставалось больше, чем Михаилу.
Как бы то ни было, а Ламздорф сумел привить своим подопечным любовь к военному делу и военной форме. Привычка к выполнению ружейных приемов осталась у Николая на всю жизнь. Это было что-то вроде физзарядки. Поутру, после обязательной прогулки по набережной (причем, император гулял один, без охраны), он в Зимнем дворце в течение часа проделывал ряд ружейных приемов в высоком темпе.
Возможно, что именно это позволило Николаю даже к старости выглядеть браво и иметь атлетическую фигуру. Вот, как описывал его внешность врач Конногвардейского полка Карелль, в 1849 году (напомним, что тогда Николаю было уже 53 года) проводившем осмотр императора: «Видев его до тех пор, как и все, только в мундире и сюртуке, я всегда воображал себе, что эта высоко выдававшаяся грудь – дело ваты. Ничего не бывало... Я убедился, что все это самородное; нельзя себе представить форм изящнее и конструкции более Аполлоново-Геркулесовой». Кстати, природа не обидела и ростом. Его рост был 189 см. Правда, до своего предка Петра I он все равно не дотягивал – рост Петра был 203,5 см.
Перед восшествием на престол Николай был шефом лейб-гвардии Саперного батальона и командиром 2-й гвардейской пехотной дивизии.
«Наши» и «не наши»
Поэтому немудрено, что взойдя на престол, Николай ввел при своем дворе чисто военные порядки и нравы. С детства носивший военную форму, новый император считал «своими» только офицеров. На одном из частных балов, где штатских оказалось больше, чем военных, Николай, обведя взором залу, недовольно спросил у одного из сопровождавших его генералов: «Что тут так мало наших?»
Вполне естественно, что Николай носил только военную форму, тратя на их «построение» немалые деньги из так называемых «Гардеробных сумм». Кроме того, немалые траты императора были связаны с посещением им кадетских корпусов.
Дело в том, что Николай очень любил детей. Он часто посещал военно-учебные заведения Петербурга. Существовала особая традиция общения царя с юными кадетами, о которой рассказывает в своих воспоминаниях известный художник-маринист Алексей Петрович Боголюбов, в детстве воспитанник Александровского кадетского корпуса. Он пишет: «Не проходило двух недель, чтобы кто-то из высочайших особо не навещал Корпус... Случалось, что Государь входил в зал, где нас кишело до 400 ребят и стоял гул, как в громадном птичнике... «Здорово, детки!» – говорил он голосом, которого уже после никогда не забудешь, и вдруг мертвая тишина воцарялась в зале. «Ко мне!» – и опять взрыв шума и такая мятка вокруг него, как в муравейнике. Нередко он ложился на пол. «Ну, поднимайте меня», – и тут его облепляли, отвинчивая пуговицы на память и т. д. Всего более страдал султан шляпы, ибо все перья разбирались, как и пуговицы, и в виде памяти клеились в альбомы».
Балы и «рыцарские карусели»
Но, помимо чисто военных развлечений, в Зимнем дворце и в Александрии – царском дворце под Петергофом проводились балы и приемы. Причем, на некоторые допускались люди всех званий. Правда, сам Николай эти публичные мероприятия не любил, и посещал их исключительно лишь для того, чтобы сделать приятное своей супруге.
На балах и приемах молодежь танцевала, а люди постарше играли в карты. Николай не был человеком азартным, и если и садился иногда за ломберный столик, так исключительно для того, чтобы поддержать компанию. Чаще всего он проигрывал. Возможно, именно потому он и не был поклонником карточных игр.
Впрочем, Николай порой использовал карты в качестве аксессуаров благотворительных лотерей. Чаще всего подобные лотереи устраивались в Аничковом дворце. Для их проведения из Английского магазина привозились вещи, которые раскладывались на столах. Николай садился за столик, на котором лежала колода карт, а под каждой вещью вместо номера лежала игральная карта. Гости «покупали» карты у царя, а он сам выдавал им «купленные» вещи. Средства, вырученные от подобных лотерей, шли на содержание сиротских домов и прочих богоугодных заведений.
Николай любил устраивать и так называемые «рыцарские карусели». Эти царские забавы появились еще в годы царствования императрицы Екатерины II. Они представляли собой своего рода «танцы на лошадях», то есть, перестроения всадников, требовавшие безупречной техники управления четвероногими участниками этих игр.
В самой известной рыцарской карусели в 1842 году, в честь 25-летия обручения Николая и Александры Федоровны, помимо венценосных супругов приняли участие еще пятнадцать пар участников. Репетиция «карусели» состоялась в Михайловском манеже. Как вспоминал поэт Василий Андреевич Жуковский: «Видеть это было очень приятно. Дамы были одеты в обыкновенное суконное верховое платье; все почти в черном, с белыми кавалергардскими фуражками на головах. Царица была лучше всех, она удивительно ловка верхом».
Ну, сама «карусель» состоялась 23 мая 1842 года в Царском Селе, на площадке перед Александровским дворцом. Императрица была в наряде средневековой дамы, а кавалеры, окружавшие ее, одели подлинные доспехи, взятые напрокат из оружейной коллекции Зимнего дворца.
В свободное время (которого у царя практически не было) Николай посещал театр. Иногда он и сам выходил на сцену, для того, чтобы сыграть незначительную роль, часто без слов. Не был чужд император и музыке. Первым из русских монархов он освоил духовые инструменты. Николай неплохо играл на флейте, валторне и корнете. Правда, публично он не выступал, а лишь иногда, на домашних концертах в Зимнем дворце, он позволял себе поиграть для своих близких.
Двор при Николае I, по словам современников, был пышен, но больше похож на военный лагерь. В то же время, именно в это время творили такие гении русской культуры, как Пушкин, Гоголь, Тургенев, Брюллов, Клодт и многие многие другие. Следует помнить и то, что именно при Николае I придворные заговорили на русском языке. До этого общеупотребительным языком в Зимнем был французский.