#21 Александр » 02.01.2018, 21:50
5.
Сразу после взлета и набора высоты, сидя в кресле трехмоторного «Юнкерса», Лев Захарович Мехлис (теперь уже с мандатом комиссара «Сталинградспецстроя») погрузился в размышления. Вот-вот должна была прийти пятая посылка. Список вопросов тоже ждал своего часа на столе в кабинете, где всегда происходило перемещение корреспонденции между мирами. После получения записки в третьей партии книг, Лев Захарович немедленно связался с Москвой и добился встречи со Сталиным. Разговор был не из легких, но добро на некоторую автономность вновь образованного треста удалось отстоять. Объединение получило возможность самостоятельно проводить некоторые закупки и исследования. Оперативно сформированная поисковая группа сумела найти один из раскрытых в записке кладов. Конечно, его не хватило бы и на десятую часть завода, аналогичного СТЗ, а некоторые изделия, явно имевшие художественную ценность, пришлось передать в Гохран, но количество оставшегося все равно впечатляло. И во многом благодаря настойчивости и уверенности в успехе самого Мехлиса, подкрепленными несколькими статьями из Ниоткуда, дело сдвинулось.
Сейчас на крейсере «Червона Украина», отправившемся в первый дальний поход в сторону Генуи, перевозился оставшийся капитал.
К моменту прибытия корабля в итальянский порт с дружественным визитом Лев рассчитывал уже добиться первичных результатов на переговорах. Главной целью была встреча с Джованни Аньелли, информацию о котором штудировал комиссар перед поездкой. К небольшим справкам, выданным независимо друг от друга наркоматом Чичерина и управлением Менжинского, добавились копии статей из четвертой по счету посылки, перепечатанные в Сталинграде. Информация об империи «некоронованного короля Италии», как в будущем назовут синьора Джованни, впечатляла. Уже сейчас корпорация, где «ФИАТ» был вовсе не большей частью имущества, была громадна. При этом Мехлис не единожды за время изучения будущего партнера по переговорам отмечал участие членов семьи в государственном управлении. Хотя бы на местах. Но и этим дело не ограничивалось. Писавшие справочный материал отмечали непотопляемость и разносторонние интересы финансово-промышленной группы. Из «посылочных» данных так же было известно о влиянии на политику после грядущей войны. И о врастании семьи Аньелли в политическую систему Италии в будущем, что позволило не только вернуть себе национализированное производство, но и преумножить его, опираясь на государственные интересы, практически вне зависимости от декларируемого правительством курса.
Мысли комиссара «Сталинградспецстроя» перекинулись на техническую справку из посылки. Там несколькими таблицами и эскизами проводилось сравнение конструкций, предлагаемых «Фордом» для выпуска на планируемом к строительству заводе и автомобилей уже выпускаемых итальянским концерном. Что ни говори, но как машина при государственном подходе «ФИАТ» смотрелся намного предпочтительнее на данный момент, да и перспективнее в плане модернизации. В «Форд» же изначально был заложен невысокий ресурс и совершенно несоветский подход. По достижении какого-то определенного износа машину будет проще заменить, чем отремонтировать. В отличие от прочного, надежного и ремонтопригодного «ФИАТа», фордовский грузовичок сочетал чрезвычайно низкую стоимость со столь же низкими реальными эксплуатационными свойствами. Однако под него шел завод, что называется «под ключ». А с итальянцами пока на это не было ни намека, ни денег.
Перенаправить финансы Амторга Мехлис даже не рассчитывал. Слишком уж многих это касалось как в Америке, так и в наркоматах машиностроения и иностранных дел. Рассчитывать Лев Захарович мог только на себя и на Сталинград.
Самолет тряхнуло на воздушной яме, вырвав ненадолго пассажира из задумчивости. Перелет Москва-Минск-Прага-Турин Юнкерс, недавно приобретенный для Аэрофлота, должен был преодолеть играючи за семнадцать часов полетного времени. Конечно, с учетом посадок и дозаправок это займет больше суток, но выбора особого нет. Другими путями пришлось бы добираться неделю. Почти такой же самолет, но на поплавках и отечественной сборки, планировалось выделить тресту после возвращения его комиссара из загранкомандировки. Что ни говори, но оперативная личная связь с Москвой была необходима. А на секретность любых телефонных линий рассчитывать не приходилось.
Перед самым вылетом пилот, лично знакомый еще по Гражданской, незаметно для присутствовавших при отлете шепнул, что ему задавали вопросы. Кто и что именно спрашивал, Мехлис рассчитывал выяснить в более приватной обстановке. Например, на одной из промежуточных посадок или когда пилотированием будет занят сменный экипаж, сейчас дремавший на соседних креслах.
Мысли комиссара треста вновь вернулись к четвертой посылке. Подшивка научно-технического журнала «Литейное производство» за 1953 год ветви отправителя съела большую часть перемещаемой массы, кроме неё и справок по семье Аньелли и двухтонке «ФИАТа» в грузе нашлось место только схеме подъемного механизма самосвала на базе будущего советского «Форда» и тоненькой, явно белогвардейской, брошюре на высококачественной бумаге. В ней с присущим грамотной антисоветской агитации наукообразным подходом описывался ход коллективизации и индустриализации. Прочитав брошюру по дороге в Москву, Лев передал её Сталину с собственноручно написанными комментариями, занявшими добрый десяток рукописных листов. Бегло ознакомившись с этими материалами, Вождь заметил, что ошибки в планах несомненно присутствуют, и даже явный враг может помочь их исправить, наверняка сам того не желая.
КАК ЖЕ ТРУДНО СЛОЖИТЬ СЛОВО СЧАСТЬЕ ИЗ БУКВ Ж,П,О,А...