#1 T-34-85-60 » 20.04.2011, 20:28
Для начала кидаю весь написанный на сегодня текст.
ХАРЬКОВ 354-286 – 2
Харьков. Сентябрь 1940 года.
- Павел Васильевич, я считаю, что мы вполне можем ударить прямо сейчас.
- Нет, Стас, ещё рано. Нужно выждать, пока Пилипко со своей хунтой не подставятся ещё больше, - ответил собеседнику сидящий в кресле мужчина лет шестидесяти.
Павел Васильевич Зеленко до переноса был крупным бизнесменом, владеющим целой сетью разнообразных предприятий. К сожалению, именно что был.
В день переноса Зеленко отдыхал на своей даче, находящейся возле одного из водохранилищ области. И во время авантюры Валкниса с угоном самолёта Павлу Васильевичу просто не сообщили о попытке бегства. Возможно, Валкнис просто забыл о Зеленко, но скорее всему виной была давняя конкурентная борьба, которая шла между мэром и бизнесменом. Возможно это и спасло Павла Васильевича во время начавшихся чисток, когда представители захватившей власть хунты начали ломиться в двери к каждому, кто был замешан в угоне.
Зеленко был умным человеком – иной бы просто не выжил в девяностые годы и прекрасно понимал, что авантюра Валкниса изначально была обречена на поражение. Даже если бы в тот роковой день Валкнис лично просил бы Павла Васильевича лететь вместе с ним, Зеленко бы отказался. Единственно, о чём жалел бизнесмен, так это о том, что мэр благодаря собственной глупости своими руками уничтожил единственную возможность для города выжить в это непростое время.
Да, Зеленко был реалистом, и как только узнал, что приключилось с его городом и областью, тут же начал прикидывать разнообразные способы выживания, а в идеале и получения выгоды из сложившейся ситуации.
Бегство явно невыгодно – во-первых, много за раз не увезёшь, а во-вторых, после того как западные страны вытянут из беглецов всё что возможно, на харьковчан просто плюнут. Тем более, что выходка Валкниса практически уничтожила все способы сбежать из области. Как говориться – поздняк метаться.
Сотрудничество с немцами тоже не подходило Зеленко – как ни крути, но его родители воевали с немцами, а один из дедов был расстрелян фашистами. Да и не разделял Павел Васильевич сторонников идеи о том, что если бы в сорок первом победили немцы, то сейчас мы бы все ездили на Мерседесах и попивали «Баварское». Мерседес у Зеленко и так был, а вот относительно Баварского Павел Васильевич сильно сомневался – деда ведь не просто так расстреляли, а за неправильное происхождение. И неважно, что корнями семья Зеленко уходила в Запорожскую Сечь – фашистам было абсолютно всё-равно.
Договариваться со Сталиным тоже не входило в планы Павла Васильевича. В этом случае он терял буквально всё, что сумел нажить за двадцать с лишним лет своей коммерческой деятельности. Зеленко отчётливо себе представлял, что в лучшем случае его ждёт работа конструктором в каком-нибудь КБ (именно такой образование получил бизнесмен, окончив в своё время политех), а в худшем его просто расстреляют.
Оставался третий вариант. Самый сложный, самый опасный, но и сулящий самые лучшие перспективы. Идея заключалась в следующем – договорится с Западом о сотрудничестве и поддержке в Харькове демократии. В этом случае можно торговаться как с Москвой, так и с Лондоном и Вашингтоном, получая в обмен на технологии и продукцию всё, что необходимо. Оставалась, конечно, проблема с Германией, но Зеленко предпочитал решать проблемы по мере их поступления, и Германией планировал заняться, как только решит проблему со Сталиным.
После того, как сведения об угоне самолёта распространились среди общественности, доверие к бывшей элите у народа сильно упало. Решись Зеленко сейчас провернуть переворот, он бы просто не получил поддержки, и начинание бы захлебнулось не успев начаться. Поэтому Павел Васильевич решил затаиться и выждать, пока новая власть не наделает ошибок. А в том, что они будут, Зеленко даже не сомневался.
Однако, надолго залечь на дно у Зеленко не получилось. Сначала его несколько раз вызывали на допрос в СБХ, где вежливо интересовались о связях с неудачливыми беглецами, а также состоянием дел его предприятий.
Не нужно было обладать особым чутьём, для понимания того, что дело пахнет керосином. И раз вежливые следователи одновременно с поиском причастных к побегу интересуются его бизнесом, то явно не просто так. Поэтому Зеленко, привыкший просчитывать свои действия на три хода вперёд, не стал ждать пока за ним приедет чёрный воронок или, с учётом харьковских реалий, СБХ-шный минивэн. Зеленко сам пришёл на приём к Пилипко.
- Здравствуйте, Павел Михайлович, - поприветствовал бизнесмена Пилипко, - прошу садиться.
- Нет, знаете, я лучше постою, - усмехнулся Зеленко.
- Раз не хотите садиться, тогда присаживайтесь, - показав, что намёк понят, Пилипко жестом указал на стул.
- А вот присесть можно, - ответил предприниматель, усаживаясь поудобнее.
- Чем обязал посещению такого высокого гостя? – спросил Пилипко, продолжая излучать благодушие.
- Полноте, Юрий Фёдорович, по нынешним временам птица высого полёта это Вы, а я так мелкая сошка, записавшаяся ко мне на приём.
- Не стоит прибедняться, Павел Васильевич. Вы являетесь весьма крупным частным предпринимателем, а объёмам оборота вашему бизнесу могут позавидовать не только в Харькове, но и в Киеве.
- Хватит лукавить, Юрий Фёдорович. Сами прекрасно понимаете, что в нынешней ситуации все мои достижения в сфере бизнеса скорее вредят мне, чем приносят пользу. Не сегодня-завтра, приедут ваши или Бериевские люди, и я просто исчезну навсегда…
- Так чего вы от меня хотите? – прервал разошедшегося бизнесмена Пилипко.
- Сделку. – коротко ответил Зеленко.
В результате затянувшихся двухдневных переговоров Зеленко получил в обмен на национализацию части своего бизнеса кресло исполняющего обязанности заместителя главы горисполкома, или попросту заместителя мэра.
Сделку оформили как добровольную передачу государству нескольких предприятий в связи в возникшими форс-мажорными обстоятельствами. Договором довольны были все – Пилипко без эксцессов, которые неизбежно бы возникли в процессе экспроприации, вернул под крыло города несколько стратегически важных производственных предприятий, а самое главное – был создан прецедент добровольной передачи имущества городу. Зеленко же в обмен на, надо признать, большую часть капитала получил индульгенцию грехов, сохранил за собой несколько мелких фирмочек, получил доступ к властным структурам, а самое главное – показал себя лояльным хунте, что позволяло по крайней мере пока не переживать по поводу незваных ночных гостей. В том, что они рано или поздно придут, Зеленко даже не сомневался. Ну не мог позволить себе СССР оставить у власти так социально чуждых элементов, как бывшие коммерсанты и предприниматели.
Ленинград. 17 сентября 1940 года.
- Таким образом, в представленном виде, танк харьковчан не годится для выпуска на заводе, - закончил свой доклад перед членами новообразованного наркомата танковой промышленности Жозеф Яковлевич Котин.
- Товариш Котин, вы понимаете, что это пахнет саботажем? – спросил конструктора народный комиссар целых трёх наркоматов Вячеслав Малышев.
- Товарищ, Малышев, я прекрасно сознаю, что говорю. Более, того, я уверен, что если мы пустим в производство харьковскую машину, то результаты будут плачевны. Как я и говорил, завод ориентирован на выпуск танка КВ. Полностью перестроить производство в течении двух месяцев, даже используя новое оборудование просто нереально. Более того, это неразумно. Используя имеющийся задел по КВ, мы можем выпустить … (глянуть у свирина) танков. Кроме этого будет разумно ввести максимальную унификацию харьковского танка с танком КВ. Кроме ускорения темпов производства это даст нам возможность максимально удешевить машину.
- Товарищ Котин, ваше предложение, в случае его принятия грозит повторить ситуацию, сложившуюся в Мире Харькова в 70-80 годы, когда три завода выпускали три совершенно разные машины одного класса. Вы готовы взять на себя ответственность за это?
- Товарищ нарком, я читал, предоставленный мне доклад о развитии танкостроения у наших гостей. Тем не менее, я считаю, что в условиях надвигающейся войны это решение будет целесообразно. Более того, я хотел бы ещё раз повторить своё предложение касательно тяжёлых танков. Я считаю, что отказ от производства тяжёлых танков является ошибочным. Изучив предоставленные чертежи танка ИС, наше КБ пришло к выводу о принципиальной возможности запуска в серию этого танка. Мы не считаем, что время тяжёлого танка ушло. Более того, опыт Великой Отечественной войны говорит нам о том, что данный танк будет весьма востребован на поле боя. Концепция основного боевого танка на данный момент не подходит для Красной Армии.
- Прошу вас не забываться, товарищ Котин, - прервал конструктора Малышев, - не вам решать, что подходит для нашей армии, а что нет. Вам дали задание, так будьте любезны, выполняйте его. Напомню Вам, что за внедрение в серию нового танка Вы отвечаете головой. У Вас есть месяц на разработку конструкторской документации для адаптированного под ваш завод танка. Через тридцать дней в этой же самой комнате я хочу видеть рабочие чертежи. На этом наш разговор окончен, - сказал нарком и в сопровождении свиты вышел из кабинета.
- Ты понимаешь, на что мы идём? – спросил у Котина директор завода (вспомнить как зовут), - если не справимся, то одним увольнением не отделаемся.
- Понимаю, - устало ответил конструктор, - но у нас нет другого пути. Если Южные вырвались вперёд, то это ещё не значит, что мы должны идти за ними без оглядки. Я не сомневаюсь в профессионализме Кошкина и Морозова, но их танк в том виде, в котором они нам его дали, мы просто не вытянем.
- Ладно, езжай домой. Время уже позднее. Да и твои, наверное, уже тебя заждались. Что же касается адаптации машины к нашим условиям. То с завтрашнего дня хочу получать от тебя ежедневный отчёт о ходе работ.
- Да, товарищ …., -ответил Котин и, распрощавшись с директором, направился к проходной завода, где его ждал автомобиль.
Скрытая борьба, которая постоянно шла между КБ Южное и КБ Северное, так в узких кругах называли конструкторские бюро Харькова и Ленинграда, перешла в открытую фазу. Если раньше подковёрные интриги шли в основном за финансирование, то теперь речь шла о самом существовании КБ Северного. Тот факт, что Сталин собирался сделать ставку на основной боевой танк, отказываясь от тяжёлых машин, говорил о том, что Южное, точнее то, что от него осталось после исчезновения Харькова, стало фаворитом вождя. Конечно, - пронеслась мысль в голове у Котина, - получив в подарок танковый завод, имеющий почти семидесятилетнюю фору, можно сделать его фаворитом. Но и мы не лыком шиты. Северных не стоит списывать со счетов.
Харьков. 22 декабря 1940 года.
Поезд медленно, словно устав от дальней дороги, подъезжал к конечной цели нашего пути. За окнами неторопливо проплыла станция «Основа». Чёрная от сажи и копоти, она напоминала растревоженный муравейник, по которому курсировали в разные стороны тепловозы, электровозы и паровозы. Хоть сейчас снимай фильм о нелёгких буднях железнодорожников середины двадцатого века, декорации уже готовы. Хотя, какие это декорации?!
Может, для кого-нибудь переместиться из 2008 года в 1940 было бы забавным приключением, о котором принято писать в серии дешёвой фантастики в мягкой обложке, но для меня это суровая реальность, ничего общего не имеющая с тем, как описывали попаданцев мои современники, оставшиеся в 2008 году. Вот скажите, например, в какой книжке напишут о том, что в начале сороковых годов в вагонах поездов банально гуляли сквозняки. Так что, пока доедешь из Сталинграда до Харькова можно банально простудиться и заболеть, что со мной и произошло. Кстати, попаданцы обычно не простужаются и не болеют, а всё больше советы товарищу Сталину дают о том, как нам лучше бороздить просторы Большого Театра или сеять кукурузу квадратно-гнездовым методом.
Кстати о кукурузе. Что там с Никитой Сергеевичем Хрущёвым? А то в каждой первой книге, не считая каждой второй, стараются «завалить кукурузника» и «перепеть Высоцкого». Ага, щаз, разбежались уже. Не знаю как с Хрущёвым, но каждый из нашей командировочной группы при отъезде из Харькова давал подписку о нераспространении и неразглашении. Другими словами, хочешь песни петь, пой. Но два раза подумай о том, что петь собираешься. Вон, Саня Бондарь уже получил втык от гебни за несколько необдуманно спетых песен. В общем, реальность сорокового года, как оказалось, отличается от всего того, что я читал ещё будучи в своём времени.
Вроде и Сталин не являлся таким уж кровавым тираном, пожирающим младенцев, но и всеобщего счастья и братства в стране рабочих и крестьян не было. А была страна, отчаянно готовившаяся к Большой Войне, страна, постоянно борющаяся с голодом и недоеданием, страна, испытывающая постоянный кадровый голод и пытающаяся хоть как-то подготовить квалифицированных работников. В общем, проблем хватало. Но их было не меньше и в моём родном 2008 году. И если кто-то Вам скажет о том, что предки жили очень плохо или очень хорошо, не верьте ему. Они просто жили, обычной жизнью, как живут миллионы людей по всему миру. Хотя, надо признать, что условия жизни пришлых харьковчан в этом мире на порядок выше, чем у многих рядовых граждан СССР, назвать их аборигенами язык не поворачивается.
Возьмём, к примеру, жилищные условия, в которых мы встретили в Сталинграде. Далеко не каждый рабочий, да и инженер, на заводе жил в квартире в новом доме с наличием водопровода и канализации. Многие ютились в обычных бараках, с удобствами на улице. Нам, кстати, тоже поначалу довелось поселиться в одном таком. Не сказал бы, что это было очень приятный опыт.
Ещё одна вещь, которую я не могу понять, это то с какой лёгкостью попаданцы обычно втираются в доверие Сталину или, на крайний случай, Берия. Хоть я был подсознательно готов к переносу и втайне считал себя каким-то избранным, который пойдёт нести свет в массы, но после того как оказался в 1940 году, Сталина видел только в газетах и по телевизору. Вот и верь после этого всяким альтернативкам.
Ладно, что-то я растёкся мыслью по древу… Зачем было большую часть командировочных в таком срочном порядке отзывать обратно в Харьков. Что-то не верится мне во внезапный переворот. Особенно зная харьковчан. Народ у нас слишком инертный и пока жареный петух не клюнет, что-то предпринимать они не будут. Значит, если в городе действительно переворот, то произошло что-то в высшей степени экстраординарное. Да и откуда в Харькове браться повстанцам, если на митинги у нас люди ходят в основном для того, чтобы денег подзаработать, да и то без особого энтузиазма. Так что, либо наша местная хунта начала проводить массовые расстрелы, что маловероятно, либо это грандиозная провокация.
- Лёш, - оторвала меня от размышлений Лида, - я пойду чай попрошу, тебе принести?
- Да какой там чай, через пятнадцать минут в Харькове будем.
- Ага, а потом ещё на станции стоять целый час, пока проверку не пройдём, забыл что ли?
- Всё равно не хочу. Мне сейчас кусок в горло не лезет. Домой хочу попасть.
- Как хочешь, а я выпью.
Однако Лиде так и не удалось выпросить кипяток у проводника, мотивирующего это тем, что скоро будет проверка документов и ему просто не до чая.
- Не очень-то и хотелось, - недовольно буркнула себе под нос девушка и уставилась в окно.
В окне было на что посмотреть - поезд наконец въехал в Харьков, и я начал с жадностью рассматривать неторопливо проплывающий пейзаж, по которому, как оказалось, очень соскучился за эти три месяца, которые находился в Сталинграде.
На первый взгляд ничего не изменилось – те же облупленные одноэтажные дома, ютящиеся вдоль железной дороги, те же панельные девятиэтажки, возвышающиеся над этим царством частного сектора как Гулливер над лилипутами. Даже граффити на железных щитах было тем же. Разве что теперь часть рисунков и надписей была скрыта под снегом.
Но первые различия я увидел, когда поезд через мост проехал над одной из улиц. В глаза бросилась колонна привычных по Сталинграду большегрузных грузовиков с тентоваными кузовами. Эклектично выглядели конвоирующие колонну пара БТР и Нива в милицейской (????) окраске.
Да, недолгим было ощущение того, что вернулся домой. Грубая реальность сразу же вмешалась и разрушила карточный домик иллюзий, напомнив, что на дворе конец 1940 год, а не кажущийся теперь таким далёким и уютным 2008 год.
Тем временем, поезд подъехал к вокзалу, и в последний раз дёрнувшись вперёд, замер у дальней платформы. К выходам из вагонов тут же кинулись дежурившие на платформе пограничники в харьковской форме, вооружённые АКСУ.
К нашему вагону подошли сразу пять человек. Двое с сержантскими лычками остались стоять на платформе. Видимо для того, что не дать никому сбежать, а трое прапорщиков, если конечно за три месяца в Харькове не сменили знаки различия, поднялись в вагон.
- Здравствуйте, пограничный контроль, - обратился к нам один из прапорщиков, держащий в руках КПК, - предъявите Ваши документы.
Я уже привычным движением достал из кармана паспорт и довольно потрёпанные из-за многократных проверок командировочные листы и передал их пограничнику. Тот прочитал мою фамилию и уточнил цель отъезда из Харькова. Затем прапорщик передал паспорт своему коллеге, который тут же начал переписывать мои данные в гигантских размеров учётную книгу, а сам, выудив из кармана довольно внушительных размеров стилус, начал вводить какие-то данные в КПК. Видимо результат его удовлетворил, потому что через две минуты он словно забыл обо мне и затребовал документы у Лиды. У девушки видимо с документами тоже было всё в порядке и пограничники, проверив остальных наших спутников, вернули нам паспорта.
- Подождите, а что происходит в Харькове? – спросила Лида у выходящих из купе пограничников.
- А вы разве не в курсе? - удивился прапорщик с КПК, который тут видимо был главным.
- Нет, нам ничего толком не сказали. Мы слышали только всякие нелепые слухи. Поэтому и хотелось бы прояснить у вас ситуацию.
- Если коротко, то была попытка переворота, - ответил пограничник, - а более подробно Вам на месте расскажут. Кстати, как доберётесь домой, не забудьте в паспортном столе, а вы, молодые люди, ещё и в Военкомате. У вас на это три дня.
- Когда мы уезжали, такого ещё не было – не удержалась Лида.
- А как Вы хотели, девушка? У нас тут чуть война не началась, а вы на учёт становиться не хотите. Ладно, некогда мне с вами разговаривать. Ещё два вагона проверить надо, - с этими словами прапорщик вышел из купе.
Сорок минут спустя, когда проверка, наконец, закончилась, мы вышли на платформу и, спустившись в подземный переход, направились в метро. Благо, станция находилась прямо под зданием вокзала.