#64 Uksus » 15.11.2018, 15:21
- Лю-у-ди-и!.. - не останавливался Балабол. - Узрите силу истинной веры! Узрите могущество богов! Узрите Их любовь к смертным!..
Проорав это, Трепач наконец-то смолк, опустился на сиденье и первым делом снял с пояса висевшую на нём вместительную флягу с сильно разбавленным водой вином. Ещё одна фляга, в два раза больше и уже с вином неразбавленным, была спрятана в повозке, однако доставать её сейчас было бы неразумно. А ну как жрецы подойдут и попросят дать попробовать, чем это странствующий брат глотку смазывает! Да и боги... Что там ни говори, а сны...
Разобрав вожжи, Болий вздохнул — не хотелось ему на гору! Ну вот совсем не хотелось! И если бы не награда... - и легонько хлестнул ими по спине длинноухого, одновременно направляя его в сторону Поля. Наблюдавший за ним Куянидий осуждающе покачал головой: не следовало брату поступать вот так! Сначала нужно доложить о Видении (в том, что оно было, настоятель не сомневался — меньше всего Балабол походил на упёртого фанатика, способного принять за Явление собственные фантазии) старшим братьям, затем организовать всё как полагается: торжественно, благостно... Оповестив не только эту захолустную деревеньку, но и близлежащие земли (да и не только близлежащие). Молебны провести...
Брат Куянидий вздохнул: что уж теперь, только и остаётся смотреть да молиться. Да сожалеть об упущенных возможностях...
- Тебе не кажется, что вместо восхождения будет, хм, возъезжание?
- Ну уж нет! Обойдётся! И потом... Хм, а ведь может получиться оч-чень забавно!..
От главного деревенского колодца всего ничего — немногим более пары сотен шагов, и повозка, влекомая неторопливо шагающим осликом, преодолела это расстояние довольно быстро. Двинувшаяся следом толпа, состоящая главным образом из паломников, держалась позади на некотором отдалении — мало ли что? А вдруг этот — сумасшедший? Или перепутал что? Или вдруг как раз в этот момент придёт бог, который про волю других ещё не знает, и ка-ак...
Достигнув края Поля, ослик остановился, как будто раздумывая, а надо ли оно ему, потом совсем как человек решительно тряхнул головой и ступил на ведущую к горе дорогу. Зрители, кто про себя, а кто и вслух, принялись считать шаги: один, два, три, четыре... И встал.
Толпа шумно выдохнула, и тут же в ней вспыхнули споры. Одни говорили, что Закон Трёх Шагов действует на всех, другие — что бессловесной скотины он не касается. Третьи доказывали, что раз уж осёл пошёл по дороге не сам по себе, а по воле хозяина, то сделанные животным шаги идут в счёт, четвёртые — что мало ли кто там и сколько нашагал, сам-то Трепач сиднем сидел, и потому...
Слушавшие всё это жрецы, понимая, что рано или поздно паства ринется за разъяснениями к ним, собрались было сначала тихонько отойти в сторонку, а потом и вовсе куда-нибудь спрятаться, но тут Балабол, убедившийся, что стегать упрямую скотину вожжами бесполезно, вытащил из повозки клок сена и, тоже спустившись на дорогу, отправился уговаривать серенького упрямца.
Длинноухий, задумчиво посмотрев на подношение, ухватил несколько сухих травинок, пожевал, после чего совсем как человек отрицательно мотнул головой. Тогда Сказочник ухватил животное за недоуздок и потянул за собой к горе, но то сначала упёрлось всеми четырьмя, а потом, когда плешивый проповедник открыл рот, дабы...
Что именно Балабол собирался сказать, так и осталось тайной, поскольку в этот момент осёл тоже открыл рот и выразил своё несогласие, да так, что Болий Немий, коему боги обещали защиту от грома, но не от ослиного рёва, от неожиданности выпустил недоуздок и шарахнулся назад. При этом он пробежал по дороге те самые пресловутые три шага в направлении горы. Хотя и спиной вперёд.
Зрители замерли в ожидании, и точно так же замер Трепач: если сейчас подойти к возку, будет это расценено, как нарушение закона, или же нет? Да и потом: а надо ли? Взбираться на гору скорее всего придётся на своих двоих, но до неё ведь ещё дойти надо? А это больше тысячи шагов! И потом, а как же божественная награда? А вдруг она окажется настолько большой, что одному её не унести? Эта мысль пришла в голову Болия впервые, и впервые недостойный слуга богов задумался о том, что, возможно, не стоило жадничать?..
Повздыхав и почесав плешь, что случалось с ним крайне редко, Сказочник попробовал подозвать неблагодарную (а кто о ней всё это время заботился?) скотину, называя её разными ласковыми именами и размахивая клочком сена, который к счастью не выронил. Однако длинноухая тварь, совершенно не помнящая доброго к себе отношения, ответила ещё одним гнусным рёвом, после чего сошла с середины дороги на обочину и принялась выщипывать растущие там травинки... которых ещё четверть часа назад там совершенно не было!
«Чудо!.. - прокатилось по толпе. - Чудо!..» Правда, теперь уже на колени никто не опускался. Наоборот, стоявшие впереди принялись оглядываться и пересказывать тем, кто не видел, что произошло. Одному на глаза случайно попался брат Куянидий, и он, ухватив жреца за рукав облачения, потребовал разъяснений.
Настоятель попытался аккуратно освободить рукав, однако не сумел и, сделав выражение лица ещё более благостным (хотя казалось, куда уж больше), важно заявил, что, мол, да. Чудо (поскольку до этого дня на Поле Грома не росло вообще ничего). И чудом этим боги в мудрости своей облагодетельствовали именно тварь бессловесную! Потому как она служит Делу Веры... Тут Куянидий чуть было не ляпнул «с пелёнок», однако вовремя опомнился и заменил так и просившееся на язык выражение другим: «Почти всю свою жизнь».
Затем, подождав, пока слушатели немного отойдут от потрясения, пояснил, что сей достойный представитель племени тяглового скота проведёт на Поле Грома столько времени, сколько будет угодно богам, после чего ему предложат уютное стойло при храме. Если же кто-то захочет получить потомство от благословенного богами животного, он может приводить своих ослиц. Храм всегда готов посодействовать в распространении хорошей породы. Слова «при соответствующем пожертвовании» произнесены не были, но каждый или почти каждый из слушавших проповедь договорил их про себя...
Тем временем Болий Немий, наконец-то поверивший, что жизнь несправедлива и что не получится не только доехать до горы с удобством, но даже забрать из повозки котомку с завёрнутыми в чистые тряпицы половиной каравая, куском сыра и таким же по величине куском сала, встал, осуждающе поглядел на спокойно пасущегося длинноухого и повернулся к горе...
На самом деле Гора Грома была не такой уж и высокой. Каких-то восемь сотен шагов. И склоны не такие уж крутые. И тропинка наверх ведёт. Хорошая тропинка. Достаточно широкая, чтобы можно было подниматься и спускаться не прижимаясь к скале. Ты только иди. Иди и в конце концов дойдёшь. До вершины. А там...
Увы, ноги Сказочника плохо подходили для длительных подъёмов. Они и для хождения по ровному месту годились не очень, и потому уже к началу тропинки он подходил с мыслью, что, наверное, не стоило всё же в это ввязываться. Конечно, награда богов — это награда богов. Божественная, можно сказать, награда. Однако же кто и когда видел, чтобы боги награждали просто так, а?.. Вот то-то!..
Спустя два часа, когда несчастный проповедник подползал, поскольку ходить уже не мог, к вершине, толпа зрителей, разошедшаяся было по своим делам, опять собралась у границы Поля, а осёл продолжал бродить по спёкшейся жёлтой глине, то и дело выдёргивая из неё травинки. За это время все желающие успели убедиться, что животное именно бродит, а не выискивает себе пропитание, ибо стебельки почему-то прорастали именно там, где длинноухий, остановившись, опускал голову. Прямо перед мордой!
Кроме того, несколько человек, имевших очень хорошее зрение, время от времени поглядывали в сторону горы, выискивая на склоне маленькую фигурку Избранника, и, убедившись, что она продолжает неуклонно продвигаться к цели, радостно сообщали об этом окружающим. Наконец кто-то крикнул: «Дошёл!» - и чуть ли не весь посёлок, побросав свои дела, собрался у Поля. При этом жрецы храма, наученные горьким опытом, предпочли не выбираться вперёд, а остаться в задних рядах — долг, конечно, долгом, однако же стремясь сделать как лучше, можно и добиться обратного. А оно надо? Взвесив все «за» и «против», преподобный Куянидий решил, что нет, не надо...
Вершина Горы Грома, с точки зрения всё же добравшегося до неё Болия Немия, представляла собой обычную вершину. Ровное место, в котором кто-то вырыл продолговатую неглубокую яму с отлогими склонами, в которую... Хотя нет, вряд ли на других вершинах присутствовали массивные каменные то ли алтари, то ли столы со столешницами белого мрамора. И козлы с ослепительно-белой и даже на вид невероятно мягкой длинной шерстью, возлежащие — иначе не скажешь — на этих столах-алтарях, с философским видом пережёвывающие жвачку и глядящие куда-то вдаль...
Впрочем, поскольку до этого бродячему проповеднику бывать на вершинах не приходилось — как-то оно всё не складывалось — сказать с точностью он не мог. Он сейчас вообще ничего не мог сказать или сделать, лишь тупо сидеть, ожидая, когда немного успокоится бешено колотящее в рёбра сердце и ноги отпустит скрючившая их боль. В голове крутилось:
«Сделать... Надо... Что-то сделать... Боги...»
Наконец Болий Немий нашёл в себе силы подняться, повернуться лицом к оставшемуся далеко внизу селению, воздеть руки к небу и прокричать:
- Лю-у-ди-и!.. Я... Я-а-а... дошё-ол... лю-у-ди-и! - и уже шёпотом: - Боги... любят нас...
- И что теперь?
- Н-ну-у, формально — он исказил волю богов, задача не выполнена...
- А если неформально?
- Неформально... Знаешь, как-то жаль его удалять. Может, потом, если ничему не научился... А сейчас...
- ?
- Пусть живёт! В конце концов, при его здоровье и силах подняться на этот... эту гору — и правда подвиг.
- Н-да... Ну что ж. Решение! Мир сохранить. Поместить в свободное место в Грозди. Всем участникам данного проекта — зачёт... И придумайте, что будете делать, когда аборигены дорастут до изучения физики.
Болий Немий не помнил, как спустился вниз и дошёл до ожидающих его паломников. Как был там бережно подхвачен под руки жрецами и отведён в храм, где честно признался преподобному Куянидию в совершённом подлоге...
Он не помнил, как отказался от ужина, и всё те же жрецы бережно отвели его в одну из келий, где он и заснул, едва только его голова коснулась ложа.
Он не знал, что впечатлённый его рассказом брат Куянидий до самого рассвета молился Всем Богам, пытаясь понять, что же теперь делать.
Он не знал, что почти перед самым закатом его ослик всё же притащил повозку в селение, доволок её до колодца, рядом с которым стояла поилка для скота, и когда закончил утолять жажду, прибежавшие жрецы отвели его на задний двор храма, где распрягли и поставили в стойло.
Болий Немий, недостойный брат, не знал всего этого и ещё много чего другого. Он просто проснулся следующим утром, съел на храмовой кухне тарелку пшеничной каши, выданную храмовым поваром, и запил её кружкой горячего ягодного отвара. После чего вышел на улицу, сел в знакомую повозку, запряжённую, правда, уже другим длинноухим, и отправился по знакомому пути, неся обитателям мира Свет Веры. Вот только те, кто его знал, замечали, что говорит он теперь меньше и, отвечая на вопросы, тщательно взвешивает каждое слово...
Обитающего на Горе Грома козла стараниями брата Куянидия всё же спустили вниз, отвели в храм и поселили в небольшом загоне рядом с конюшней. Где этот дар богов и занялся исполнением своего предназначения, улучшая породу коз. Для начала — из храмового стада. Когда же выяснилось, что его потомство обладает такой же, прямо скажем, божественной шерстью, преподобному Куянидию пришлось выдержать настоящее сражение с не менее преподобными братьями из столичных храмов, доказывая опасность переселения священного, без всяких оговорок, животного куда-то ещё. Потому как боги, конечно, любят смертных, но и пошутить они любят не меньше. Так что не дело это — вводить их во искушение. Ибо в стремлении получить больше можно потерять и то, что имеешь.
Что же касается ослика, он теперь вкушал заслуженный долгими странствиями отдых, деля время между подстилкой из свежайшей соломы, яслями с разными вкусностями и молодыми ослицами, время от времени навещавшими героя копытно-длинноухого племени. Его тоже попытались переселить в какую-нибудь из столиц, и в этот раз Куянидию пришлось уступить. Однако же преподобный оговорил одно условие: дать Благословлённому Ослу возможность самому выбрать. Согласием же считать выход оного животного с храмового хозяйственного двора. После чего долгое время на упомянутом дворе чуть ли не ежедневно разыгрывалось представление, достойное сцен княжеских театров. Увы, ни различные вкусности, ни самые привлекательные молодые ослицы не смогли преодолеть упрямства этой скотины. Сытая и удовлетворённая, она упорно не желала куда-либо идти, и приезжие жрецы, убедившись в тщетности своих попыток, повздыхав и выслушав насквозь фальшивые соболезнования здешних братьев, отправлялись восвояси не солоно хлебавши...
Данное обстоятельство послужило для многих прослышавших о нём ещё одним поводом совершить паломничество к Горе Грома, принося тамошнему храму пожертвования и от души, хотя и тайком, забавляясь «представлениями», даваемыми заезжими богослужителями.
Брат Куянидий, получивший благодаря случившимся событиям широкую известность в определённых кругах, несколько раз отказывался от повышений в храмовой иерархии, поскольку те означали снятие с текущей должности и перевод, и в конце концов был оставлен в покое. Как он потом признавался самому себе, от добра добра не ищут. Да и пример осла, твари пусть и не слишком умной по распространённому мнению, но иногда, как сейчас, весьма практичной, сыграл свою роль. Потому как хоть и любят боги людей, но по-своему, по-божески, и лучше их любовь лишний раз не испытывать... Во избежание...
КОНЕЦ
Ноябрь 2018г
Санкт-Петербург
Да, я зануда, я знаю...