#580 Влад Савин » 26.12.2011, 03:08
Капитан 1 ранга Лазарев Михаил Петрович. Подводная лодка «Воронеж». Баренцево море, к северо-западу от Порсангер-фиорда.
Дежа вю, ей богу! Почти то самое место, где конвой долбали. К югу от нас участок пути конвоя от Хаммерфеста до Хеннигсвага, на входе в Порсангер-фиорд, в глубине рыбачий порт и поселок Лаксэльв, около него авиабаза Банак. Из всей этой географии для нас конкретно имеет значение, как фрицы пойдут: прижимаясь к берегу, прячась за островами, которых здесь почти как в финских шхерах, или по открытому морю? Первый путь в навигационном отношении просто опасен, особенно ночью, маяки и навигационные знаки тоже под вопросом – для рыбачьих ботов хорошо, а крупные транспорта? И все равно у Порсангер-фиорда конвой должен выйти на открытую воду. Второй же путь, согласно лоции, является основным для больших судов в мирное время, на безопасном удалении от берега и больших глубинах. Что для нас, просто идеальные условия атаки!
И слава богу, на этот раз я нормально выспался. И принимал доклады в ЦП. Ничего не случилось, вышли в заданные координаты, конвой от нас в сорока милях, по карте примерно здесь, прочего противника не обнаружено, эсминцы наверху, в миле за кормой. Кодированное сообщение из штаба флота – эскадра выйдет в точку рандеву через восемь часов. То есть уже к закату – если их не обнаружат люфты. Из чего следует, что опять же, главную роль сыграть придется нам. Утешает лишь то, что наши по-всякому успеют перехватить конвой до Киркенеса. Но вряд ли сумеют его уничтожить – если крейсера останутся боеспособны. А значит, наши цели прежде всего – не транспорта, а боевые корабли. Не мелочь, с которой наши «семерки» справятся сами, как было у Петсамо – а крейсера и «нарвики». Потому что даже одиночный эсминец «тип 36А», он же «нарвик», по огневой мощи близок к легкому крейсеру, пять 150мм стволов против четырех 130мм у наших «семерок». Платой стало почти вдвое большее водоизмещение, 3600 тонн против двух с чем-то у наших – и все равно, вооружение было слишком тяжелым для таких размеров, корабли вышли очень «мокрыми», тяжело всходили на волну. И сохранился врожденный для германских эсминцев «порок сердца», котлы на высоких параметрах пара, принятые на вооружение без должной проверки, с великолепными «бумажными» характеристиками, но очень капризные и ненадежные в реальной военно-морской практике (ни в одном другом флоте мира надежность котлов не становилась фактором, по-крупному влияющим на боевое применение кораблей). Что же важно для нас, противолодочное вооружение «нарвиков» было откровенно слабым – ни одной потопленной подлодки, нашей или союзников, на их счету в нашей истории не было.
Впрочем, будь у фрицев в конвое хоть «Флетчеры», это вряд ли бы их спасло. Просто нам пришлось бы потратить невосполняемый боеприпас.
Радио на «Куйбышев» - держаться подальше. Для старых эсминцев, попасть под огонь тяжелого крейсера, это верная смерть. А паспортный ход у «нарвиков» тридцать семь узлов – догонят (сколько реально, не знаю, но у «новиков» изношенные машины едва дают тридцать). Будем надеяться – что пока еще ночь, рассвет через три часа. И не рискнут немцы слишком далеко отдалиться от охраняемого конвоя, даже если крейсера и эсминцы идут не в непосредственном охранении, а в эскадре прикрытия, маневрирующей относительно свободно.
Подчиняются. Хотя как мне кажется, не слишком охотно. Оттянулись назад, миль на пять. Вспоминаю данные по главному калибру немецких тяжелых крейсеров – максимальная дальность стрельбы по паспорту аж восемнадцать миль, однако реально управление огнем обеспечивалось за тринадцать с полтиной, а оптимальной дальностью артиллерийского боя считались всего восемь. У нас торпеды достанут много дальше, для такой жирной дичи и 65й не жалко. И что важно, сигнатура у нас в базе данных есть – записанная с «Хиппера», который мы утопили вместе с «Тирпицем». «Нюрнберг» правда, нам еще не встречался..
Время идет.. Медленно движемся на сходящемся с конвоем курсе. Глубина перископная, под килем двести десять – а вот ближе к берегу уменьшается. Ну так нам туда не надо, и отсюда достанем. Фрицы-то не в шхерах идут, по открытому морю! Нам легче..
Дистанция двадцать. Уже отчетливо распознаем акустикой отдельные цели. Крейсер типа «Хиппер», еще один крупный военный корабль, это надо полагать, «Нюрнберг», пишем его в базу данных. Еще четыре «нарвика», восемь «купцов», и больше десятка эскортной мелочи. Для уточнения ордера эскадры и конвоя, поднимаем антенну радара. Сличаем картинку с акустическими пеленгами. Ну, козлы! У фрицев что, их «комиссар» додумался до такого?
Не знаю, чему учат офицеров кригсмарине. Но вот я бы, на месте их адмирала, если уж проложили курс не в шхерах, но в пределах видимости берега, однозначно бы разделил конвой с мелочью в непосредственном охранении, и эскадру прикрытия, крейсера и эсминцы, в отдельном ордере, мористее и впереди. Фрицы же шли, как в узкости (не в шхерах) – два эсминца впереди, строем пеленга, за ними «Принц Эйген», дальше восемь транспортов в двух кильватерных колоннах по четыре, за ними «Нюрнберг», замыкают еще два эсминца. И мелочь на флангах, завесой, причем на обоих поровну – хотя и в шхерах могла бы затаиться наша лодка, Маринеско ведь «Густлова» в нашей истории от берега атаковал.
А нам что делать? «Эйгена» мы хорошо достанем, а вот «Нюрнберг».. Картина выходит смазанная. Выждать, когда будем полностью на фланге, сейчас их курс 80, наш 210, пеленг 230, дистанция 18 миль.. «Куйбышев» с «Урицким», да куда же вы лезете, до вас дистанция всего три, от немцев двадцать! Ох, не зря я Санычевы данные зубрил, чтоб навскидку возможности противника представлять – на «нарвиках» были радары, FuMO21, дальность обнаружения по паспорту, восемнадцать камэ, не миль, в реале же, если верить мемуарам, не больше пятнадцати; улучшенная модель, FuMO не помню какой номер, стабильно дающая двадцать камэ, появилась на кораблях кригсмарине лишь в сорок четвертом. И были те радары примерно такого же качества, как котлы – доподлинно известно, что в бою против конвоя PQ-13 в марте этого года, из трех «нарвиков» лишь один, Z-26, имел исправный локатор. И точность тех девайсов была хреновой, ошибка по пеленгу три градуса – так что это не более чем станции обнаружения, а не «слепой» стрельбы.
Так что, терпимо. БИУС принимает данные. Для «Эйгена» уже все готово, ждем «Нюрнберг». Торпеды этих времен, что 53-38У, что ЭТ-80, пока оставим – а вот для «Гранитов» на всякий случай, программу введем. ТриЭс, ты понял? Готовь варианты для «Нюрнберга», и головных эсминцев, мало ли что.
Дистанция пятнадцать, четырнадцать, тринадцать.. Просто чувствуется напряжение в ЦП. Видяева бы сюда, для мастер-класса! Команда – доклад. Готовность.. Есть данные по «Нюрнбергу»! Только 65ми – залп!
Ждем. Только бы не как тогда, у «Тирпица»! Чтоб еще какой гад на себя перехватил. Не должно быть, идут постоянным курсом, ордер не меняя. И срисовали мы их четко, не акустикой, а радаром.
Доклад – пеленги цель один, совпали, взрыв! Пеленги цель два совпали, взрыв! «Эйген» - на этот раз без ошибки. И «Нюрнберг», не ходить ему в этой истории под нашим флагом и именем «Адмирал Нахимов», после сорок пятого, доставшись нам по репарации. Хотя пользы от него было мало, тогда уже «Свердловы», проект 68-бис, серийно вступали в строй, так что служил трофей у нас совсем недолго, быстро разжаловали в учебные, а уже в конце пятидесятых списали.
Даже если и не утопли, боеспособность потеряли гарантированно. Видел я, что сделала 65я с «Хиппером», и с «Кельном». «Нюрнберг» точно готов, к гадалке не ходи, а «Хиппер», даже если существует ноль целых хрен десятых процента удержать его на плаву, инвалид полный! А на поверхности волна баллов в шесть, черта с два его дотащат даже до Гаммерферста, а если и дьявольски повезет, дока там нет, а ремонтировать такое на плаву, кессоном, осетра урежьте!
Два головных «нарвика» идут на нас, черт! Торпеды в последний момент засекли по пеленгу, гидролокатор у них был тьфу, а вот ШПС очень хорошая. Так ведь они «новиков» сейчас на радаре увидят, если не уже.. Что, коль пошла такая пьянка..
Погружение на тридцать. И залп двумя «Гранитами». Жаба конечно, душила. Если бы мы были одни.. Но наших отдавать на убой было никак нельзя!
С такого расстояния, полетное время минимально. Доклад – шум винтов целей три и четыре прекратился. Всплываем под перископ, поднимаем его и антенну. Горят – отсюда вижу! Два костра на воде, милях в пяти. Детали разобрать невозможно, но представляю – у «Гранитов» же баки практически полные, так полыхнуло! Вот, один исчез, и отметка с радара долой – к рыбам, значит. И второй стал тусклее – тушат? Да не смешите, скорее поверю, что под воду уходит.
Это еще то такое? Что немцы делают? На экране радара, вместо ордера – куча. Причем с эпитетом «беспорядочная». Кто-нибудь у них там управляет – хотя, если их адмирал, или кто там главный, на «Эйгене» погиб? И «Нюрнберг» тоже, и два эсминца, храбро бросившиеся на неведомого противника, погибли в минуту.. Да ведь они боятся нас попросту, до одури напугались, спасайся кто может, и первыми, командиры головных транспортов, вдруг обнаружившие, что они к неизвестному врагу ближе всех и без прикрытия! Развернулись, и назад, или к берегу, в шхеры! Если вы сейчас еще столкнетесь, или на мель – сами себя перетопите!
После мы узнали, что одному из восьмисоттонников не повезло – под таран попал, и был утоплен. Уцелевшие эсминцы, и транспорты, бросились наутек, даже не заботясь спасением плававших в воде. Если б не фрицевские тральщики, их экипажей крейсеров не выжил бы никто. А команды тех двух «нарвиков» погибли целиком – подбирать там кого-то не было заботы ни у фрицев, ни у нас.
И ведь летом еще такого бы не случилось! Но как мы узнали позже, опрашивая пленных.. Вы можете представить, что стало с моральным духом кригсмарине после целой серии сокрушительных и абсолютно необъяснимых поражений, подряд? Реальный пример по Ильичу, когда идея овладевает массами, она дает очень даже материальный результат. А если идея со знаком минус, то и результат соответственно..
А нам что теперь делать? Забьются фрицы в Гаммерферст, как их там достать? Хотя вроде, сухопутной дороги отсюда до Киркенеса нет, но это надо по карте глянуть. А если все же рискнут.. Задание мы выполнили, по большому счету – подкрепление Дитль не получит. А к вечеру подойдут наши эсминцы и подлодки. Только бы люфты не вмешались!
Ждем. А «Гранитов» все ж жаль. Хотя если б не они – вряд ли фрицы бы так напугались.
Vlad1302