Этот фильм не появился бы на экранах, если бы не популярность романов Бориса Акунина ( он же Чхартишви́ли). Эту ленту во время премьеры в кинотеатрах и на телевидении расхваливали так же, как будут расхваливать впоследствии "Девятую роту", "Притяжение", "Т 34", и даже "утомленные солнцем 2".
Повествует он о титулярном советнике Эрасте Фандорине, бежавшем в начале русско турецкой войны 1877-1878 из плена и который, волей случая, должен выявить турецкого шпиона Анвара в русской армии.
Почему же фильм во многом огорчил меня?
Тогда, во время первого просмотра, сначала фильм смотрелся с интересом, (главным образом из-за создания не хилой интриги - кто же шпион), а потом стало нарастать раздражение.
В фильме, объявленном нашим телевидением тогда, в 2005, "историческим и патриотическим", гибнут массово только русские солдаты, офицеры и казаки. Их расстреливают артиллерией, рубят головы, поднимают на штыки, а турки на экране почти не погибают! Серьезно - за весь фильм я насчитал только 3 раза, когда гибнут турки. Первый - когда в начале фильма их отстреливает, как в тире главный герой, второй - когда русский генерал во время прорыва блокады Плевны застрелил турецкого офицера, и выдуманный писателем бой в предместье Стамбула. И все! Да - основной упор в фильме на шпионскую линию - но что мешало показать хоть один бой, где русские валят турок штабелями? Те же американцы в своих фильмах про любую войну это показывать не стесняются.
Второе - в "Турецком гамбите" весь фильм стараются показать русских недотепами. Солдаты вечно не готовы к внезапному нападению (даже во время финального боя), казаков, у нас, оказывается, можно вырезать как курей, не напрягаясь. Зато турки у нас - помесь Джона Рембы с янычаром - и засады умеют устраивать, и в артиллерийских обстрелах мастера. Те самые турки, которых Суворов во время русско-турецких войн имел как хотел.
Про "Горбатую гору " в пещере нет слов, кроме матерных.
А какие у Вас претензии к фильму?