Так уж получилось, что я люблю сравнивать фильмы, снятые российскими режиссёрами о Великой Отечественной войне, начиная с девяностых годов по наше время, с фильмами, снятыми американскими режиссёрами о Второй Мировой войне за этот же период.
Среди американских фильмов и сериалов просмотрены были:
"Спасти рядового Райана".
"Перл-Харбор".
"Когда молчат фанфары".
"Говорящие с ветром".
"Война Харта".
"Ярость", "Тонкая красная линия" (еле осилил).
Сериалы "Братья по оружию", "Тихий океан".
Выявилась интересная особенность. Американские кинематографисты вполне себе могут показывать неприглядные эпизоды о своей армии, среди которых: жестокость к немецким и японским военнопленным, мародерство, "дружественный огонь", трусость, глупость и бездарность отдельных солдат и офицеров.
Но что то пока ни в одном фильме или сериале из тех, что я просмотрел, не видел негативного отношения к своей контрразведке. Ни тебе мордатого упыря-особиста, который, руководствуясь исключительно своими инстинктами, гнобит честного армейского офицера, не давая ему житья в ущерб общему делу,потому что влюбился в его жену, ни придурка, который всех подозревает в предательстве, кроме настоящего предателя.
Нет костолома, который не верит бежавшим из немецкого плена солдатам и вместо того, чтобы проверять их, просто тщательно проверяя информацию, предпочитает их долго и жестоко пытать.
Не наблюдается в американском кино о войне и бывших зэков, которые после выхода из тюрьмы решили податься в армию.
Если и показывается какое то несправедливое отношение - то речь идет о неграх (афроамериканцах) и индейцах, которых обделяют наградами. Также показывается расовая дискриминация.
Казалось бы, почему в этих голливудских фильмах нет плохих контрразведчиков? Нет, не надо говорить, что война у наших американских союзников, дескать была " другая" и то, что возможно у СССР, немыслимо на Западе. Не все знают, что во время немецкого контрнаступления в Арденнах в декабре 1944 года нацисты широко использовали отряды диверсантов, одетых в американскую и английскую форму, вооружённых трофейным оружием, которые вредили войскам США и Англии как только могли - захватывали мосты, сеяли панику и неразбериху, уничтожали командный состав противника и так далее.Соответственно - среди союзных военных возросла шпиономания. Но такой факт в голливудских и британских фильмах о войне показывается очень редко.
У нас же во многих лентах "особисты" и "СМЕРШЕВЦЫ" изображаются негативно. Прослеживается четкая тенденция на создание определенного образа в нашем кинематографе. Большинство советских контрразведчиков изображаются бездарными, деградирующими, отморозками и сволочами.
А, что бы зрители не сомневались, все сотрудники особых отделов - органов СМЕРШ в данных фильмах будь они в частях, на фронте или даже на поле боя почти всегда одеты в форму сотрудников органов НКВД-НКГБ (знаменитый васильковый цвет).
Бесполезно объяснять нашим сценаристам и режиссерам, что военные контрразведчики не носили форму НКВД-НКГБ, а были всегда одеты в форму тех объединений, соединений и частей, которые они "обслуживали". Такое ощущение, что люди снимающие фильмы о войне или вообще не представляют ситуацию на фронте, или делают это специально, считая зрителей полными идиотами. На лицо четкая установка на формирование, поддержание и развития негативного образа сотрудника советских спецслужб. А для чего это всё делается, вот главный вопрос?
Просто пройдёмся по некоторым российским фильмам и сериалам на военную тему.
"Диверсант" и "Диверсант. Конец войны". Сначала в особом отделе не верят в данные разведки, которые были добыты группой советских разведчиков - Калтыгина, Бобрикова, Филатова. И если причины недоверия "особистами" еще можно понять, то сюжетный ход, когда контрразведка, вместо того, чтобы перепроверить спорные данные, (ведь это в их же интересах) предпочитает лишь мотать нервы да мурыжить на допросах ребят, раздражает до озлобления.
Сериал "На безымянной высоте". Через половину сериала проскальзывает сюжетная линия - честные советские бойцы вырываются из окружения, сохранив оружие, документы и даже партийные билеты, а "родная" контрразведка их всё равно норовит в предательстве обвинить. Сценаристам этого сериала снова вожжа под хвост попала - ну не считали всех бывших в окружении и бежавших из плена предателями! Проверяли - как же без этого. Но большинство проверенных в специальных фильтрационных лагерях обратно уходили на фронт.
А что со сравнением наших и американских фильмов и сериалов про возвращение с Второй Мировой войны? И тут есть сложности - не в пользу российского кино.
Если в нашем, российском сериале "Диверсант. Конец войны" офицера Филатова, провоевавшего с 1942 по май 1945, выполнившего множество заданий, проверенного человека собственное начальство не может уберечь от ареста, ни отмазать, только слегка помогает скрыться и парень вынужден жить под чужим именем, причем, по иронии судьбы - немецким. Он становится фактически изгоем ( пока начальство снова не находит его и предлагает вновь выполнять задания Родины.) Потому, что немного наболтал лишнего. Ведь то, что он говорил, это ТАКАЯ ВАЖНАЯ информация, аж жуть! Имя своего командира назвал, а ведь это великая военная тайна...
Сериал "Неоконченный бой" или "Неопалимая купина".
1945 год. Бывший командир пехотной роты Антонина Иваньшина возвращается с фронта. Привыкшая к суровым боевым будням, к смерти и лишениям, она пытается найти свое место в мирной жизни.
Но это не получается. Прямо по заветам Алексиевич, тыловые бабы не могут мимо пройти без оскорблений, выйти замуж не удается и тд. Зато нам покажут бывшего пленного красноармейца, который даже в немецком плену ванну принимал, о как!
А сценарий сериала "Отрыв" 2011 года вообще сочиняли в психиатрической клинике. Сама завязка потрясающая: фронтовик приезжает домой в недавно освобождённую Одессу, узнает, что всю его родню расстреляли по доносу некоего гада, который при этом преспокойно живет в его квартире. Вместо того, чтобы быть повешенным на центральной площади, хотя все соседи в курсе, что это за фрукт. Что за бред? Далее. Фронтовик выполняет работу органов НКВД и убивает предателя, после чего возвращается в свой полк. Но так как по логике авторов этой лабуды при Сталине органы правопорядка отловом предателей не занимались, а хреном груши околачивали и возбуждались только на честных людей, то честному советскому военному за убийство предателя грозит трибунал и высшая мера. Советскому государству по логике создателей сериала больше предателя жалко, чем боевого офицера, защищающего свою Родину. Плюс у друга главного героя конечно же есть злобный враг из НКВД, который мечтает заполучить его жену и для этого готов на любые подлости и гнусности. Конечно никак нельзя показывать, как послевоенный СССР восстанавливался и отстраивался - надо пихать в сериал исключительно произвол ГБ-истов, лагеря, пересылки,пытки,уголовников, доносчиков и упырей.
То у американцев акцент, как ни крути, идет на другое. К примеру, в мелодраме "Прогулка в облаках" военный Пол Саттон, возвращаясь домой в победном 1945, знакомится с привлекательной незнакомкой в поезде и решает ее выручить в одном деле. В результате получает любимую женщину, счастливую и достойную жизнь. Ни тебе репрессий, бандитов, несправедливости со стороны государства, как в некоторых российских фильмах да сериалах о послевоенном времени. И знаете - если фильм сначала показался скучным, то потом стало смотреть не только интересно, но и душой отдыхаешь.
А если сюда вдруг наш Побратим Гошан заглянет и начнёт меня критиковать за "чрезмерную любовь к голливудскому кино", то нет у меня никакого восхваления их кино и пропаганды. В каждом их фильме можно найти недостатки и ляпы. Только вот своё прошлое 1940-х годов американцы не обсирают.