КЮДО- ЯПОНСКОЕ ИСКУССТВО СТРЕЛЬБЫ ИЗ ЛУКА.Истоки кюдзюцу уходят корнями в глубокую древность. Первоначально лук и стрелы использовались как охотничье оружие, позднее стали применяться главным образом как боевое оружие Уже в анналах «Кодзики» -712г. и «Нихонги» -720г.имеются упоминания о мастерах стрельбы из лука. В период государства Рицурё при императорском дворе регулярно проводились состязания по стрельбе из лука.
kydo1С четвертого по девятый век на японское искусство стрельбы из лука имели значительное влияние близкие контакты между Китаем и Японией, особенно Конфункцианская вера в то, что стельбой из лука определяется истинный характер человека. В течение сотен лет стрельба из лука испытывала на себе влияние религии Синто и Дзен буддизма и прессинга практических требований к воинам.
В эпохи Хэйан (794-1185) и Камакура (1185-1333) лук и стрелы были основным оружием буси. За это их именовали «держащими лук», а стиль их жизни называли «кюба-но мити» - «путь лука и коня» или «юмия-но мити» - «путь лука и стрелы». В X в. появилась первая школа исскуства стрельбы из лука - кю-дзюцу. Её основателем был Масацугу Дзенсе. А в начале эпохи Муромати (1333-1568) традиция стрельбы из лука с коня семьи Огасавара, представители которой были наставниками сёгунов Асикага, распространила свое влияние на всю страну, что способствовало выработке эталонных способов стрельбы, с небольшими отличиями принятыми всеми самурайскими домами Японии. Большое развитие получили приемы стрельбы из лука из положения стоя.
В XVII в. мастер Морикава Кодзан начал преобразовывать кю-дзюцу в кю-до. Стрельба превратилась не просто в технику поражения цели, а в путь к просветлению, в образ жизни и мыслей. Для достижения сатори необходимо было, чтобы обе руки стрелка оказались прямым продолжением плеч. Такая поза обеспечивает расслабление грудной мускулатуры, а разведённые плечи облегчают дыхание. В процессе стрельбы сливаются воедино тело, лук, стрела и цель.
С XVIII в. практика кю-до стала вытеснять практику кю-дзюцу. Понятие «путь лука и стрелы» стало тождественным выражению «путь самурая». Самураи придавали большое значение стрельбе из лука, так как её роль в феодальных войнах была не менее значима, чем роль кендо.
В XIV в., в эпоху Эдо, кюдзюцу постепенно утрачивало свой прикладной боевой характер и под влиянием Дзэн-буддизма превращалось в средство достижения особых состояний сознания.
После реставрации Мэйдзи (1868) кюдзюцу на некоторое время было практически забыто.
kydo2Лишь с ростом националистических настроений после японо-китайской войны при поддержке созданной в 1895 г. Ассоциации воинской добродетели (Бутокукай) кюдзюцу возродилось в обновленном виде под названием «кюдо» - «Путь лука», включившем основные приемы стрельбы из положения стоя. Сохранились и некоторые традиционные школы стрельбы из лука с коня - Огасавара-рю и Такэда-рю.
С началом использования огнестрельного оружия, лук, как оружие, был забыт и практически прекратил свое существование до тех пор, пока Хонда Тошизане, преподаватель кюдо в Токийском Императорском Университете, не соединил элементы воинского и дворцового церемониального стилей в стиль кюдо, ставший известным как Хонда рю. Этот стиль вызвал большой интерес широкой общественности и фактически спас японскую стрельбу из лука от забвения. Во время американской оккупации, когда был введен запрет на практику боевых искусств, кюдо, в отличии от кю-дзюцу, получило широкое распространение, а в 1953 году была создана Всеяпонская Федерация Кюдо, опубликовавшая Кюхон - учебник по кюдо -, которая и поныне следит за развтием кюдо в Японии и зарубежом.
Одним из древнейших видов оружия были лук и истрелы. Японский лук юми (или о-юми) сохранил свою форму и размеры (от 180 до 220 см) с глубокой древности до наших дней. Его главная особенность заключается в том, что место, где накладывается стрела, расположено не в центре, как у большинства народов мира, а немного ниже. Сам лук изготавливался из многочисленных деревянных планок, скрепленных между собой и обмотанных тростниковой бечевкой. Такая форма и конструкция позволяли добиться большей дальности стрельбы (до 300-350 м!) и в то же время давали возможность стрелять с лошади всаднику.
Стрелы для юми использовались разные, в зависимости от назначения. Для каждого случая (боевая стрельба по противнику, охота, соревнования, передача сигналов или сообщений) воин мог выбрать специальную, предназначенную именно для этого случая стрелу. На тренировочных стрелах крепились наконечники из рога, кости или даже бамбука. Наконечники боевых стрел были металлическими. У хорошего воина в колчане обязательно были стрела со свистящим наконечником, которая оповещала о начале сражения, и стрела с именем владельца, которая выпускалась по особенно важной мишени. По такой фамильной стреле потом легко можно было найти победителя. При необходимости использовались и стрелы с легковоспламеняющимися наконечниками.
Колчанов существовало несколько вариантов. Состоятельные воины носили два: один маленький, из ивовых ветвей - на боку, а второй - большой, тоже из ивы или из бамбука - на спине. Часто их еще обшивали снаружи мехом и украшали гербами или орнаментом.
Японский лук
Японский лук (юми) имеет длину от 180 до 250 см. Один из луков, принадлежащих легендарному стрелку Минамото Тамэтомо, вообще имел высоту 280 см. При этом надо учитывать, что в отличие от английского или монгольского японский лук ассиметричный, и его нижний конец в два раза короче верхнего. Подобный тип лука встречается также у эвенков. Тетива его натягивается не до уха, как в английском луке, а за ухо назад, а длина стрелы может составлять от 11 до 15 ладоней. Стрельба из него велась как из положения стоя, так и с колена или на скаку.
Для самурая умение владеть луком было столь же важно, как и умение владеть мечом, и существовала целая серия разнообразных вариантов состязаний по стрельбе. В «ябусамэ» воин должен был на полном скаку поразить серию неподвижных мишеней, выпустив по три стрелы с интервалом в 10 секунд. «Инагаси» напоминало стендовую стрельбу по летящим целям. «Энтэки» тренировало способность выпускать стрелу на дальние дистанции, и согласно легендам, выдающиеся стрелки выпускали стрелы, летящие на расстояние до километра. Во всяком случае, сражение очень часто начиналось с обмена «дальними стрелами», превращавшимися в подобие соревнования снайперов, перешибавших основание веера или перерезавших тетиву лука противника стрелой с раздвоенным наконечником с расстояния в несколько сот метров. В «инуэмоно» группа всадников обстреливала тупыми стрелами убегавшую от них собаку. Предание гласит, что однажды под столицей (Киото) завелась ужасающая девятихвостая лиса-оборотень. Лучшие лучники были посланы, чтобы ее истребить, но привыкшие к неподвижным или движущимся по заранее известной траектории мишеням лучники не смогли этого сделать. Тогда Есидзуми Миура, считающийся лучшим легендарным стрелком страны, изобрел этот метод тренировки, и натренировавшиеся на собаках стрелки без проблем поразили лису. Существовала и система стрельбы на время, когда в течение суток воин мог, не останавливаясь, выпустить несколько тысяч стрел. Рекорд XVII века - некий Вадза Датира выпустил за 24 часа 8133 стрелы, то есть грубо говоря, по 340 стрел в час. В минуту это получается всего 5-6 стрел, но ведь испытание длилось 1140 минут! А обычная боевая скорострельность японских лучников составляла 2-3 стрелы, как и английских.
Кроме большого лука, в Японии существовал и маленький, «половинный» (ханкю). Высокие дайме носили его, когда путешествовали куда-либо в паланкинах. В случае необходимости, такой лук можно было пускать в ход, не выходя из паланкина. Уважали ханкю и ниндзя, ведь его было гораздо проще спрятать, можно было носить при себе, а для того, чтобы «снять» часового или выстрелить в помещение через открытое окно, он был гораздо удобнее, хотя он не был дальнобойным. Обычно перед ниндзей не стояла задача пробить одной стрелой трех человек в доспехах, стоящих один за другим, как этом можно было сделать, стреляя из юми.
http://kyudo-moscow.ru/auxpage_kyudo/
Тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао]. ЛаоДзы