#390 Sarmat » 31.10.2012, 18:51
Размещаю вам долгожданный обзор и его результаты, тесты кончено простые, на скорую руку, но всё равно интересные. Сделал его в стиле рассказика, потому, что по его результатам, пришлось изменить свое мнение. Теперь сижу как дурак и сгораю от стыда, своё оружие надо было лучше изучать, а не увлекаться западными разработками.
И так: сам ОБЗОР.
Договорился с Николаем Васильевичем на одиннадцать дня, прособирался немного дольше и поэтому опоздал на пятнадцать минут. Трудов ждал меня уже возле вахты, поздоровались, он выписал мне временный пропуск и мы двинули вовнутрь.
Короче он меня начал расспрашивать, что я от него хочу, по телефону всего не объяснишь.
В общем, говорю так, мол, и так, надо определить, что из старых винтовок, подойдет нам по сюжету для морпехов, из тех которые существовали на начало века, года так 1900. Что мол надо провести тесты на скорострельность, точность, убойность, останавливающее действие и удобство применения.
- Какие стволы хочешь проверить? – спросил он.
- Ну, выбор у нас пал на «Спрингфилд» и «Маузер 1898»- отвечаю.
- Ещё что нибудь?
- Да, - говорю, - было бы не плохо «Арисаку» и британский «Ли-Энфилд».
- К сожалению, - отвечает он, - «Арисаки» нет, а «Энфилд» в ужасном состоянии и сейчас на реставрации и ремонте.
- Ну и ладно, что есть то и проверять будем.
- А чем вас, собственно говоря, не устраивает «Мосинка» в кавалеристском варианте? – спрашивает Василич.
- Ну, - говорю я, - у нее как бы боевая скорострельность слабовата и останавливающее действие не достаточное.
- Спорное утверждение, - отвечает он мне, - давай возьмем и её на тест, что бы сравнить объективно?
- Давай, коль есть такая возможность. – Соглашаюсь я.
В общем спускаемся в оружейку на цокольный этаж, получаем три винтовки, правда не совсем того года, но они вроде как не сильно изменились с начала производства. Мосика 38 года, Маузер 35-го Спрингфилд оказался самый старенький 30 года прошлого столетия.
- Куда пойдем, - спрашиваю Василича.
- А что у нас большой выбор? Идем на второй этаж, там свободный стометровый рубеж. У нас есть пара часов, а в два, придут пятиборцы.
- Василич, а баллистические материалы у вас есть?
- Хорошо, что напомнил, ...Алексеич! – обратился он к оружейнику, - можешь дать помощника?
- Надолго?
- Да, на часок.
- Вон Витька берите, всё равно бездельничает.
- И глины баллистической кил тридцать.
- Василич, ты что до меня докопался, бери всё сам, где лежит, знаешь, только закорючку в журнале не забудь поставить.
Короче, затарились мы боеприпасами, обоймами и глиной, и поперли все наверх. Открыли дверь в стометровку, подготовили рубеж, решили тестировать из положения лежа. На пятидесяти метрах тоже приготовили рубеж. И начали с него. Первым, я взял карабин Маузера. Делюсь впечатлениями:
На вес, винтарь нормальный, навскидку кила четыре, приложил его к плечу, стоя. Удобно, ручка полупистолетная, очень даже не плохая, ложится хорошо, по моим ощущениям все в полном порядке. Ну что же, ложем винтарь на упор и готовимся к стрельбе. Хочу открыть затвор, хрена, что-то не дает. Василич хихикает, - предохран вверх подними. Ага, вот он флажок предохрана, на тыльной части затвора, повернут вправо, поднимем вверх. Щелк, переключается легко, свободно и четко. Открываю затвор, всё под рукой рычаг затвора возле ручки, удобно и быстро. Беру обойму, с первого раза не могу вставить, подгонка очень хорошая и допуски малы, но если потренироваться, то всё будет «пучком». Отправляю патроны в магазин, пружина тяжеловата, приходится прилагать усилие. Закрываю затвор, патрон в патроннике. Ёпт, а как целится, предохран перекрывает прицел. Снова подсказывает Трудов, - Влево его опусти, голова два уха, ты что, на гражданских харчах одичал?
- Василич, не мешай, я подхожу к тесту с позиции дилетанта. – оправдываюсь я.
- Ну, ну. – усмехается он.
В общем, перевожу предохран влево, прицел свободен, можно стрелять. Дистанция 50 м, мишень круглая спортивная, диаметр темного круга 20 см. Целюсь, стреляю, карабин слегка лягает в плечо, видно неплотно прижал, выстрел громкий, даже сквозь наушники слышимость приличная. Чую не довел прицел, но ладно, перезаряжаю и уже подпираю приклад левой рукой, выстрел, спуск сносный, среднего усилия, свободного хода мало. Выстрел лег правильно, на выдохе, думаю, что попал хорошо. Потом ещё три выстрела, последний немного срываю, слишком резко дернул спуск. Ставлю предохран в позицию вверх, открываю затвор и откладываю винтовку. Ну что же, идем смотреть, что я там настрелял. Подошел к мишени и порадовался, давно не стрелял, но опыт не пропьёшь. И так, похоже, что когда я неплотно прижал приклад, выстрел ушел чуть вверх, чистая девятка, на 11 часов, далее три десятки, одна на 12, две вторых почти слились в одну, на три и четыре часа. И как я думаю последний, который я сорвал, восьмерка, чуть задевшая ободок девятки, на пять часов. Отчерчиваем круг и замеряем диаметр. С учетом моей нестабильности в стрельбе, всё равно выходит прекрасно, все пять выстрелов в диаметре 5.7 см. Меняем мишень, и идем отстреливать следующую винтовку.
Беру «американку», «ну не подведи гадюка, я ведь тебя рекомендовал», Также прикладываюсь к ней стоя. Винтовка производства Ремингтона, мушка нормальная а целик диоптр, ручка тоже полупистолетная, удобная, но по ощущениям приклад немного толстоват, хотя по весу примерно как «Маузер». Смотрю на затвор, что-то он мне напоминает, да точно, я же только сейчас стрелял из того, на что это похоже. Тот же затвор и предохран в виде флажка на тыльной части затвора, только более массивный, чем у «немки». А вот патрон чуть другой. Патроны из обоймы укладываются чуть помягче чем в «Маузера», но так же в два ряда. Ну ладно, посмотрим как она отстреляет, здесь я уже первоначальных ошибок не допустил, наверное хотел, что бы она выиграла, но все равно последний выстрел чутка сорвал, поторопился. Смотрим мишень, две десятки, одна на час другая на шесть, две девятки, одна чистая на десять, и одна ровно на три часа, и последний снова восьмерка только уже на четыре часа. Отчерчиваем круг и измеряем диаметр, 6 см. неплохо. Меняем мишень и возвращаемся.
Тут меня охватил азарт, я почему-то стал резко, болеть за трехлинейку, чай наши оружейники не глупее паровоза. Беру «Мосинку», прикладываю к себе, ни чем не хуже соперников, и по весу кажется чуть легче, вот только ручка, переходящая в приклад, не так удобна как у иностранцев, но все равно гоже. Рычаг затвора набалдашником торчит вбок, и чуть впереди руки, предохран поворотный, одевается на ствольную коробку. Оттягиваю, тугой гад, поворачиваю вертикально и отпускаю. Открываю затвор, ходит мягко легко, и слегка шатается, допуски большие, но это не удивительно, у нас ведь зима полгода, так чтобы не примерзал. Обойма сразу встала на место, патроны в магазин отправил с небольшим усилием, ни чего не напрягает кроме предохранителя. Стреляю, пять выстрелов, и даже последний, умудрился не сорвать. Смотрим мишень. Три выстрела в кучке, от часа до двух, две десятки и девятка, два ниже, десятка на пять, и на границе девятки и десятки на четыре. Кучно. Отчерчиваем круг и меряем диаметр, 5.1 см, вот тебе и «старушка». Сто метровку отдаю Василичу, он как ни как бывший тренер по стрельбе. На сто метровке, выигрывает «Маузер», со своими 6 см, потом «Мосинка» 6.3, и третья «Спрингфилд» с 7 мм. БЫЛО СТРЕЛЯНО ТАК-ЖЕ ПО ПЯТЬ ПАТРОНОВ.
С этим все ясно, наиболее стабильный «Маузер», ему один балл.
«трехлинейка» вторая, пол балла.
«американке» ноль.
Зовем Витька, он на пятидесяти метрах ставит нам болванку из глины, овальный цилиндр изображающий тело человека. Первый, как выигравший будет стрелять «Маузер». Трудов вставляет один патрон и бабахает, я как ребенок бегу смотреть, что получилось. Входное отверстие небольшое, но сквозь него открываются просторы «мама не горюй». Беру линейку и меряю, вход около четырех см, то есть при ударе кинетическая энергия распределяется в таком диаметре, захожу с тыла, о ужас, «ДЫРИЩА» диаметром 22 см. и дальше по полу валяются ошметки глины. Помогаю Виктору заделать дыру, новой порцией глины. Возвращаемся назад, а Василич готовит «трехлинейку».
Выстрел. И мы снова с Витьком, бежим смотреть. Песец, входное отверстие гораздо больше, меряю 5.5 см, идем за спину, кошмар, дырища больше чем от «Маузера» 31 см. Ну это понятно, начальная скорость пули выше, да и сама пуля тяжелей. Возвращаем образец тушки человека в первоначальный вид и готовимся к третьему выстрелу.
И так, «Спрингфилд» Просто чума, во входное отверстие спокойно просовываю руку, а она у меня не музыкальная, если сложить кисть то как раз умещается в это отверстие диаметром 9.5 см, а сзади просто швах ну прямо как в жидкого терминатора из гранатомета влупили, в общем, спины почти нет, Меряем то что получилось. 45 см, блин, почти полметра.
Теперь Американка выиграла, ей один балл.
Трехлинека вторая полбалла.
Маузер ни чего.
Остается ещё один тест на боевую скорострельность. Ну, это уж я сам. Убираем ошметки глины, обратно в пакет, и отпускаем Виктора, а сами садимся снаряжать обоймы имитаторами патронов. Вернее сказать не имитаторами, а патронами, но без пороха и с наколотым капсюлем. Снаряжаем по шесть обойм, не думаю, что успею за минуту сымитировать отстрел тридцати патронов, но на всякий случай. Условия такие, надо зарядить винтарь, прицелится и имитировать стрельбу, отстреляв магазин снарядить его, и опять прицельно стрелять, в общем, сколько успею сделать выстрелов вместе перезарядкой за минуту.
Беру чемпионку второго этапа. Василич с секундомером и командует «Огонь». Стартую , работаю как заведенный, аж руку сводит, и вот команда «Стоп, время» За минуту успеваю поставить пять обойм и сделать 22 выстрела. Неплохо. Следующая, наша соотечественница, расслабляю руки, и готовлюсь. Вот винтарь у меня в руках, команда «Огонь» и пошло поехало. Как-то долго тянется минута, я уже устал. Вот уже шестая обойма, … ну наконец, команда «Стоп». Итог; шесть обойм и 26 выстрелов «Уряяяя!!!» Россия рулит. Но как бы, не рано обрадовался, там ещё «немка». Усмиряю пыл, и готовлюсь. И снова гонка со временем, пару раз у меня случаются проблемы с присоединением обойм, но я работаю. Команда «Стоп» и подводим итог. Четыре обоймы и 19 выстрелов. «Ну, может, сказалась усталость и заминки с перезарядкой?» Но думаю, что нет, просто с более точной подгонкой надо более точно действовать, а в спешке это маловероятно.
Итог, Мосинка один балл
Американка полбалла.
Немка ноль.
И вывод мой такой, что нехрен мудрить с закупками , а брать то, что привычно и, то что есть.
По всем трем этапам, «Мосинка» рулит. И получает 2 балла.
Второе место «Ремингтон Спригфилд» 1.5 балла.
Третье «Маузер 1898» 1 балл.
Остальное решать автору. За сим откланиваюсь, посыпаю голову пеплом, и больше со своим мнением не лезу.
Когда тебя встречают уваженьем,
Уважь и ты, без всякого сомненья.
Когда тебя презрением встречают,
Ответь презреньем, быстро отрезвляет. (Хушхаль-Хан Хатак.)