#21 Коготь » 24.02.2012, 14:08
Ровно без двух с половиной минут два, перед колоннадой ХАИ выполненной в стиле псевдоклассицизма две грубых мужских ладони снова синхронно прикоснулись к козырькам фуражек, и через пару секунд встретились в крепком рукопожатии.
- А Петровский твой где?
- Да не смог он Серега. Вот, только что ко мне из авиационного отдела посыльного прислал. Передал, что застрянет на 135-м авиазаводе до шести часов, так что один буду тут с местными "Ньютонами" толковать.
- Ааа. Ну, тогда 'атакуй цели самостоятельно'. Если не встретимся, то я тебе на охране записку оставлю.
- Ладно. Удачи тебе!
- И тебе! Только через бедро их не бросай, если прогневят тебя.
Сергей с улыбкой исчез за поворотом. Исследование расписания ничего Павле не дало. На этот день для части занятий фамилии преподавателей отсутствовали. По термодинамике кто-то безымянный принимал у местных студентов контрольную. Павла двинулась на поиски указанной аудитории, и наткнулась на какого-то невысокого кругленького мужчину.
- Уважаемый! Подскажите, пожалуйста, где мне Люльку Архипа Михайловича найти?
- Архип Михайлович вам нужен? Так нету его. Уже дней десять, как в Москву уехал. А вам для чего он нужен? Если что передать, так на кафедре оставьте, ему и передадут.
'Угу, передадут ему. Приехали! Вот это я попала. Ага, настроила планов. Губу оттопырила с Люлькой пообщаться, турбореактивную науку вперед двигать. Лови родная мордой стол. Эх! Хрен с тобой золотая рыбка! В уме ты Паша можешь, как угодно себя называть, но если еще, хоть раз, вслух бабскими окончаниями и артиклями сыпать будешь, язык проглотить заставлю!'.
- А по турбинной тематике, с кем еще можно побеседовать?
- Это я не знаю. Сходите на кафедру и спросите, там скажут.
- Спасибо.
'Ну что за невезуха-то такая? Хвост вытащу, нос увязнет. Когда же просвет появится?'. Понурая шпионка, за своими переживаниями даже не заметила, что ее приключениям едва-едва пошли вторые сутки. Поднимающаяся по лестнице, с видом вводу опущенного и брошенного всеми женами банкрота, Павла, вдруг была неприятно остановлена сильным тычком в плечо.
- А ну, не спать, старлей!
- О! Серега! А ты, что так быстро уже со всеми своими делами разобрался?!
- Щаз! Только-только о встрече на завтра договорился. Вот иду, и думаю... Может, на футбол сегодня сходить, как раз первый тайм начался. Хочешь со мной?
- А кто играет?
'А еще поглупее вопроса не придумала?'
- Да местное "Динамо" с Луганским "Дзержинцем" на "Сельмаше" сегодня бьются. Ну, так как?
- Не, Серег. Мне бы со своими делами сперва разобраться.
- А в чем дело-то?
- Да я тут в гости к Архипу Люльке приехал, а его нет. В Москву змий укатал. Эх!
- Дааа, из Москвы я его тебе точно не достану.
- А ты сам-то чего Серега в местном институте забыл?
- А вот это, Пашенька, военная тайна!
Капитан весело глянул Павле в глаза, из-под лихо заломленной фуражки. Потом нежно шлепнул своей лапищей по плечу, и, понизив голос, добавил.
- Ладно тебе, не дуйся, ведомый. Так уж и быть, тебе, как старому китайскому партизану, открою. Замкомбриг у нас и еще пара летунов из Испании недавно вернулись. Так вот, представь, они там пикирующий бомбер Юнкерса в деле видели. И, что после его атак остается тоже наблюдали. В общем, Павка, у нас тут пока даже близко ничего такого не летает. Скорость у этого гада не сказать, чтоб сильно большая, где-то как у наших пятнашек, но вот точность, с которой он бомбы бросает... Падает в пикирование, сволочь, и как голубь на голову точнехонько ср.т. Вот, это, брат, тактика - не фунт изюму. Представь. Идет бой в городе, в одном доме республиканцы засели, а в соседнем франкисты. Если кому-то из них авиацию вызвать, кому на орехи достанется?
- Да, обоим перепадет. Если только ве...вертикально зависающим дирижаблем долбить...
'Клац по морде. Ты еще ему про вертолеты расскажи!'
- Ага! Чуешь, каково? Дирижабли свои можешь себе на уши натянуть, там такая ПВО, что нам с тобой в Китае не снилась. А легионеры, взяли, да и вызвали стервятников из 'Кондора'. Прикинь, между домами метров сто или меньше, и три Юнкерса в атаку заходят. Мятежники в сторону наших цветными ракетами наводку дают. И все три бомбы...Слышишь, Паша? Все три бомбы точно в наш дом валят! Был дом, и нету его. А вместо дома площадка с кирпичной крошкой - хоть в футбол играй. Вот так-то!
- И чего, Серег, эти твои решили такой бомбер строить?
- Не, не строить. Взяли пару 'чаек', старых еще года 34-го с двадцать вторыми моторами. Усилили им нижнее крыло, установили на него бомбосбрасыватели и начали тренироваться. И тут, как полезли проблемы. У одного такого горе-пикировщика половину нижнего крыла на выходе из пикирования оторвало вместе с бомбой полташкой. Прочность оказалась недостаточная. Еле-еле посадил. Хорошо хоть никакой проверки в этот момент на авиабазе не было, а то запретили бы все нахрен. А комбриг... выговор он, конечно, влепил этим деятелям. Заставил их все в письменном виде со схемами, чертежами и расчетами изобразить. Потом спрашивает нас, кто в ЦАГИ контакты имеет. Ну, все молчат. Понимаем, что нужно ехать с очкариками бодаться по нашим страданиям. Ну, в общем, московских со связями никого не оказалось. Казанских и питерских с нужными контактами тоже. А тут я и говорю, что в 36-м был временно прикомандирован в ХАИ и, возможно, что какие-нибудь знакомые там остались. А сам думаю 'Только бы выгорело, и дело сделаю, и друзей далеких навещу'. Ты ведь как раз перед этим писал мне, что в Харькове на недельку застрянешь и адрес давал. Вот так и свезло мне. А уж, как я вчера среди своих бывших шороху навел...
Сергей с блаженной улыбкой закатил глаза от приятных воспоминаний. Нетерпение Павлы уже рыло землю копытами.
- А кого, ты тут в ХАИ знаешь?
- С Алексеевым и Пихтовниковым шапочно знаком, ну а молодежь почти вся разбежалась уже, как дипломы получили. Лозино-Лозинский Глеб вроде остался, он раньше тут испытательной лабораторией командовал.
- Как имя отчество последнего?
- Да Лозино-Лозинский, вроде.
'Знакомая фамилия. Где-то я уже это слышал. Точно! В 89-м мы с МИГовцами пересекались, и кто-то из них про него рассказывал. Что-то там про двигательную установку к МИГ-31 говорилось, не помню. Но если этот деятель в курсе работы Люльки, то срочно к нему'.
- Серый, отведи меня к нему, а?!
- Да нет проблем. Только швидче давай, а то матч закончится, а я глянуть хочу.
Дверь помещения кафедры открылась с недовольным скрипом. На пороге стоял какой-то худой студент, и удивленно хлопал глазами.
- Здрасте. А вам чего товарищи летчики?
- Добрый день, товарищ. Глеба Лозино-Лозинского, где найти можно?
- Так на испытаниях он вместе с Проскуровцами?
- С кем?
- Ну членов ракетного кружка у нас так называют. Их профессор Проскура курирует. Хотите, можете подождать, они через час закончить должны.
- А к ним туда пройти можно?
- Наверное. У вас что-то срочное.
- Срочное. Помогай товарищ студент.
- Да пойдемте. Я, правда, не студент, а аспирант. Вот сюда, пожалуйста.
Ускоренная ходьба посетителей с сопровождающим по коридорам, лестницам и внутреннему двору завершилась в углу территории рядом с большим сараем-ангаром. Из ангара раздавались странные звуки 'ФШШШШШБОППП!'. Небольшая пауза между звуками вдруг была прервана яростной репликой - 'Я же говорил, нормально будет! А!? Ну как вам последняя?!'. Аспирант не стал дожидаться полной тишины и громко прочирикал.
- Глеб Евгеньевич! К вам тут пришли!
- Я занят пусть подождут!
Павла даже подалась вперед. 'Не хватало еще и этому с крючка сорваться!'. Но аспирант видимо что-то прочитал в глазах напиравшего со срочностью Сивакина, и неожиданно вписался за пилотов.
- Это срочно, тут два летчика к вам!
- Ладно, иду. Эрнест готовь пока следующую. А ты, Саша, бегом к Георгию Федоровичу, покажи ему расчеты.
- Чем обязан? Постойте-постойте, Сергей. Вот так встреча!
- Узнал, меня мучитель! Ну, здорово! А это знакомься Паша Колун, мы с ним вместе воевали. У него тут дело к Архипу Люльке, а тот уехал. Поможешь человеку?
- Постараюсь, чем смогу. А ты как здесь?
- Да я завтра целый день тут буду с прочнистами дискутировать по нашим проблемам. И к тебе заскочу, если не прогонишь.
- Конечно, заходи. После обеда буду свободен.
- Тогда до завтра. Не обижай моего Пашу, а то он у нас буйный, да и спортсмен к тому ж.
- Ладно тебе. Заходи!
- А ты Пашка, как закончишь тут, лети на 'Сельмаш', может хоть часть второго тайма застанешь.
- Там видно будет. Лети, комеск.
Капитан исчез вместе с аспирантом, и Павла вгляделась в вытянутое лицо инженера, с внимательно прищуренными глазами.
- Ну, а вы Павел, с чем к нам пожаловали? Можем "на ты", если удобно. - 'Лет на семь Павла старше, а молодец не чинится'.
- Еще как удобно. Глеб, я тут приехал с Архипом Михалычем один важный вопрос обсудить. Мы с одним мастером модель-макет нового двигателя изготовили. Фактически на коленке все делали, расчетов нет, испытаний не проводили, чертежи только общие... Теперь вот, не знаю, кому все это показывать, чтобы дальнейшее продумывать.
- Хм. Так ты бы Павел сразу на факультет двигателестроения сходил, да и пообщался там.
- Видишь ли, Глеб. Такими двигателями, по моим сведениям, в этом институте только Люлька занимался, ну и его помощники. Так, что...
- Показать можешь?
Павла развязала завязки папки, и показала выполненный Леной чертеж. На лице Глеба брови поползли вверх, и без того прищуренные глаза прищурились еще сильнее.
- Хм. Любопытно. Откуда такая красота?
- Места знать надо.
'Неужели повезло! Если это тот самый дядька, который 31-е МИГи создавал, может и без Люльки рывок выйти. Только бы не сглазить. Хоть на обеих ногах фиги держи'.
- А вот это сверху что у тебя изображено?
- Поскольку это модель-макет двигателя, то здесь мы закладываем внешний электрический привод, запускаемый от аккумулятора, питаемого от электрогенератора, сидящего на валу мотоциклетного мотора.
- То есть без внешнего привода твой мотор не работает?
- Увы, в тех условиях, где мы его создавали, нужного качества лопаток раскручиваемой реактивной струей ступени нам не достичь.
- И для чего такой неполнофункциональный макет нужен?
'Вот так вопрос! Я-то надеялась, что мне на шею кинутся и скажут - Дорогой ты наш! Наконец-то мы тебя дождались! А тут... Мдааа. Прав Глеб, и для чего же мы этот двигатель вообще делали? Хотя есть пара мыслей...'
- Во-первых, этот агрегат в силу его малой массы можно закрепить и откатать практически на любом самолете. Проведя огневые испытания в воздухе. Целью таких испытаний может стать определение влияния таких двигателей на конструкции самолетов рассчитанных на их использование. Это может подтолкнуть поиск правильных схем таких самолетов и разработку их конструкций. Да и скоростные данные снять не помешало бы.
- Во-вторых, можно проверить работоспособность камеры сгорания, и изучить работу первых ступеней турбины.
- В-третьих, даже в таком неполнофункциональном виде, у таких моторов есть своя ниша применения.
- Хм. И какая же у них ниша? Ты извини Павел, что я тебя словно бы допрашиваю, но мне действительно важно это понять. А для чего объясню чуть позже.
- Заметано, Глеб. Так вот, 'экологических ниш' у таких двигателей я вижу минимум две. Ускорители для повышения скорости и высотности поршневых самолетов и ... и эксплуатация аэродромов в зимнее время.
- Чего?!
- Удивился, Глеб? А ты представь, что сильные снегопады закрыли большую часть наших военных аэродромов для взлета и посадки. Что тогда авиаторам делать?
- Ну, расчистить снег. Еще же есть лыжи. По-моему, их даже для истребителей делают.
- Расчистка полосы длиной двести метров с глубиной свежего снега полметра, это три-четыре часа тяжелой работы. Но если снег слежался, то на это уйдет часов восемь-десять, если вообще удастся сделать. А ведь снег может продолжать падать. А уж если чистить вручнуууую...Ну, а лыжи... Есть-то, они есть, но выпущенные в полете лыжи съедают дополнительно от семидесяти до ста километров скорости. А если у противника в этом районе окажется аэродром с недайбог подогреваемым покрытием или просто снабженный множеством техники для качественной расчистки? В этом случае наша авиация может недосчитаться многих самолетов из-за резкого ухудшения летных качеств. И небо станет чужим.
- 'Чужое небо', неприятно как-то звучит. И причем тут этот двигатель?
- А притом, что, смонтированная на полуторке пара чуть более мощных движков такого типа, приводимых например от списанного авиамотора, да хоть того же М-11, может за полчаса или меньше расчистить полосу для взлета истребителя. Просто реактивная струя будет бить по заснеженной полосе под углом градусов 30-40.
- Лихо! Сам придумал?
- Я не один работал, все решения коллективной разработки. Потом тебя с этим дедом познакомлю. И еще, прежде чем я занялся этим вопросом, мне довелось узнать тревожную информацию о работах, идущих за границей. Но об этом отдельный разговор и без лишних ушей.
- Павел, это действительно интересный двигатель, и я готов его испытать и показать Архипу, когда он из Москвы вернется. Более того, у нас есть проект похожего мотора, гораздо более проработанный, но пока не в металле. Более подробно я про него говорить пока тоже не могу. Но вот сами испытания двигателя придется пока отложить. - В голосе инженера послышались извиняющиеся нотки.
- У нас сейчас все испытательные стенды заняты, и свободное окно появится, где-то примерно через месяц. Если я сейчас сниму с испытаний хоть один образец, то меня пинком из института попрут, а ректору выговор вкатят. Так как оставляешь все мне?
'Нет, ну, что за жизнь пошла?! Только обрадовалась, и бац! Снова-здорово! Неужели я все зря делала? Уууу! Стоп! А если летные испытания провести и на камеру снять? А потом с этим в Москву...'.