#1 shelsoft » 15.02.2011, 20:37
Термины и определения:
Боевая подготовка - обучение отдельных категорий военнослужащих, подразделений,
частей, соединений, штабов ведению боевых действий, а органов тыла — тыловому обеспечению.
Итоги боевой подготовки в РККА подводили два раза в год - за зимний и летний период обучения.
По итогам периода обучения нарком обороны РККА издавал приказ состящий из двух частей
1) анализ боевой подготовки за предыдущий период с разбором всех недочетов и успехов
2) задачи боевой подготовки на следующий период
На основании данного приказа каждой частью, соединением в РККА, ВС СССР, ВС РФ,
издается свой приказ, только местного уровня. Для ВМФ РККА приказ издавал Главком ВМФ.*
Особенности составления итоговых документов по результатам боевой подготовки в РККА
(а позднее и в ВС СССР, ВС РФ в которых автор данного топика успел 14 лет прослужить
и в том числе отвечал за разработку документации по боевой подготовке) употребление слов паразитов.
Примеры: "не полном объеме" (не сделали), "в большинстве своем удовлетворительно" (с двойки на тройку),
"не имеют достаточной" (не знают), "нет должного порядка" (бардак), "отвлекаются для выполнения
несвойственных им работ" (хозработы вместо боевой подготвки)
Кадровая армия - постоянная регулярная армия, содержащаяся государствами
в мирное время в сокращенном составе.
Вступление:
Почему я этим занялся. В свое время я неоднократно слышал тезис о том что не дай Сталин
разгромить кадровую армию РККА ход военных действий был бы другим и когда мне попался в руки приказ наркома обороны о задачах боевой подготовки на зимний период обучения в 1941 г. и я решил все таки
выяснить для себя, что это за зверь РККА перед 22 июня.
Документы подобраны мной на уровень стрелкового батальона
1) Батальон является наименьшим подразделением у которого есть Штаб.
2) Командиры еще не оторваны от бойцов
2) Батальон — основная тактическая единица
3) Стрелковый батальон РККА состоял из: штаб, 3 стрелковых роты (в каждой три взвода), пулеметная рота,
рота тяжелого оружия (2 отделения 45-мм пушек, 2 отделения 82-мм минометов), взвод связи
взвод питания, санитарное отделение [2]
Эпиграф:
"Я считаю, что нужно будет сделать таким образом, чтобы основную массу
нашего командного состава пропустить обязательно через курсы в 1941 году.
Музыченко И. Н., генерал-лейтенант, командующий 6-й армией Киевского особого военного округа
Материалы совещания высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940 г.
"Конечно, наша армия и наш флот ещё молоды, они воюют всего 4 месяца, они еще не успели стать вполне кадровыми"
И. В. Сталин. Доклад на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными
и общественными организациями г. Москвы 6 ноября 1941 года
1) Состояние и боевая выучка кадров
а) Командир батальона
- "Вся практика проведенных учений показывает, что мы в лице нашего командира батальона
не имеем достаточного развитого командира, потому что он не овладел, не понимает существа родов
войск" [2]
- "82 процента комбатов <КВО> командуют до одного года" [3-1]
- "Рассматривая комплектование комсостава пехоты, мы должны с вами придти к одному заключению:
мы очень много с вами говорим, что непосредственно взаимодействие на поле боя организует
командир батальона. Это пехотный командир, являющийся хозяином, организатором боя.
А между тем эта сложная ответственная командная функция сплошь и рядом находится
в руках малограмотного, вы извините меня за смелость, порой и неграмотного командира" [3-1]
- "Нужно прекратить переставлять кадры. У нас кадры не подбираются для выдвижения,
а переставляются. Кадры переставляются с одного места на другое без всяких оснований.
Я считаю, что от такого рода перестановки кадров число кадров не увеличивается, а только
мы нарушаем стабильность прохождения службы комсостава. В результате — средний комсостав,
даже комбаты, командуют 3 — 4 месяца, а потом назначаются в новые части и подразделения" [3-2]
б) Командир роты
- "Качество подготовки командного состава низкое, особенно в звене взвод—рота,
в котором до 68% имеют лишь краткосрочную 6-месячную подготовку курса младшего лейтенанта"[1]
- "87 процентов командиров рот у нас командуют до одного года" [3-1]
- "Ротный командир должен командовать ротой минимум 3 года. Надо учесть, что у нас <ЗабВО> зачастую
ротные командиры не имеют военного образования, являются младшими лейтенантами" [3-2]
- "Кроме того, во всей дивизии нет ни одного командира роты старше по званию, как лейтенант.
Основная масса — младшие лейтенанты" [3-3]
в) Командир взвода
Не нашел ссылок на официальные документы
г) младщие командиры
- "Ряд школ сейчас выпустил младших командиров с недостаточной, незаконченной пятимесячной
подготовкой" [2]
- "Младший командный состав, в особенности в настоящем году, пока что находится
на неудовлетворительном уровне по своей подготовке. Мы вынуждены были производить
ускоренные выпуски из полковых школ и набирать из красноармейцев, из рядовых бойцов.
... нужно ... увеличить время подготовки младшего командного состава" [3-1]
д) красноармейцы
- "Мы получаем слабо обученного бойца. В чем дело? Мне кажется, что это получается потому,
что мы сплошь и рядом мало натаскиваем бойца. Порой натаскивают его плохо. Боец не знает
сознательно своих обязанностей. Почему? Потому что он не обучен, не обучен также
и младший командир своим обязанностям в различных видах боя. Боец, как правило,
членораздельно о своих обязанностях в различных видах боя сказать не может.
А не зная обязанностей, нельзя ожидать сознательных, разумных, ловких, инициативных
действий с его стороны. [3-1]
- "Недостаточно воспитывается и прививается выносливость, физическая закалка
и стремление выполнить приказ беспрекословно, точно и быстро" [1]
- "Современный бой зачастую распадается на ряд мелких отдельных эпизодов.
Поэтому роль одиночного бойца огромна. Без инициативного бойца и младшего
командира нельзя рассчитывать на успех в бою. Нужно теперь же добиться действительного перелома
в одиночной подготовке бойца. Подготовить таких полноценных одиночного бойца и специалиста,
котoые по своей выучке, физической и моральной выносливости успешно могли бы вести
современный бой" [3-9]
2) Руководящие документы по боевой подготовке
- "В армии имеется до 1080 наименований действующих уставов, наставлений и руководств. Основные уставы — Полевой службы, Внутренней службы, дисциплинарный и некоторые боевые уставы родов войск
устарели и требуют коренной переработки" [1]. Дисциплинарый был введен до 22.06.1941
- "Плохо развернута и новобранческая подготовка ... Причем молодой командный состав, не имеющий программ, принужденный работать в обстановке, когда мы не имеем уставов Красной Армии, не имеем наставлений, со своей задачей не справляется" [3-5]
- "Товарищ Народный комиссар, я считаю, что у нас дело не в порядке с изданием наших боевых уставов.
У нас очень много отсебятины, ничем не оправдываемой, происходит большая задержка во времени
на издание того или иного устава. Нельзя позволять, чтобы каждый творил свою инструкцию, при
всей инициативе в тактике, при всяком творчестве надо какое-то определенное направление.
... а нет боевого устава пехоты, нет полевого устава, — и все это сказывается на подготовке
нашего командного состава, на подготовке войск.
Единого метода обучения еще нет в Красной Армии, а его необходимо иметь и необходимо
иметь как можно скорее. Каждый командующий войсками, товарищ Нарком, до сего времени
все же готовил войска в округе так, как хотел сам командующий войсками. Не было единого
метода, не было единой системы в деле подготовки войск. Это надо иметь в виду и
необходимо установить единую систему ... У нас устава нет, и все действуют как могут, как хотят." [3-2]
3) Штаб батальона
- "Штаб батальона. У нас его в большинстве случаев нет, на бумаге числится, а в жизни встретить
не удается. За зиму мы должны во всех батальонах подготовить штабы, как органы управления,
обеспечивающие командирам батальонов решение такой сложнейшей задачи, как взаимодействие родов войск.
Ведь у командира батальона сейчас и стрелковые подразделения, и минометные, и артиллерийские.
Ему придется действовать и с танками. Нужно добиться, чтобы все это взаимодействовало.
А раз мы собираемся обрабатывать передний край с помощью авиации, то и с ней придется
командиру батальона взаимодействовать. Опыт учений, например, показал, что об обозначении
переднего края командир батальона забывал и средства обозначения возились в обозе." [3-4]
4) Огневая подготовка
а) На уровне батальона:
- "Крепко отстает, товарищ Народный комиссар обороны, наша пехота в огневой подготовке ..
Последний год показывает, что мы огневую культуру, которую начали поднимать с 1931 г. ...,
мы сейчас эту огневую культуру начали утрачивать ... Мы же и сейчас встречаемся с тем,
что такое учение, как боевые стрельбы, проведенные целым батальоном, является фактически
прямолинейным движением стрелков, даже без участия навесного оружия, как было в 139-й дивизии,
где ни пулеметы, ни минометы, не принимали участия в этой стрельбе" [3-6]
- "Все проходит чрезвычайно упрощенно. Эта погоня за пробоинами подчас
затемняет тактическое понимание вопроса боевых стрельб" [3-5]
б) Индивидуальная
- "Нужно прибавить, товарищ Маршал, и несколько патронов для огневой подготовки пехоты.
Курс огневой подготовки 1938 г. при своем построении исходил в значительной степени
из экономии боезапаса" [3-5]
- "С выпущенными лейтенантами много тратится времени на личную огневую подготовку" [3-7]
- "Не было уделено достаточного внимания качеству организации и
методики одиночной подготовки бойца отделения, особенно качеству подготовки
бойца-специалиста, в результате чего к концу зимнего периода боец и отделения
не научены искусно действовать в полевых условиях" [4]
5) Бой в наступлении
- "Крайне слабая выучка родов войск по взаимодействию на поле боя: пехота не умеет прижиматься
к огневому валу и отрываться от него" [1]
- "Наступление как в предполье, так и на главную полосу обороны во всех частях усвоено значительно хуже, чем оборона" [5]
- "Боевые порядки в наступательном бою совершенно не отработаны. Наблюдается большая скученность и беспорядочность
в движении пехоты, часто последняя наступает толпой" [5]
- "Станковые пулеметы двигаются в передовых линиях пехоты, беспрерывно меняют позиции и фактически не поддерживают ее своим огнем" [5]
- "Противотанковые орудия и отдельные орудия сопровождения, перекатываемые вручную, отстают от пехоты" [5]
- "Управление с началом наступления теряется, взаимодействие боевых порядков пехоты с поддерживающими
их средствами нарушается" [5]
- "не отработаны бой в предполье и техника атаки в глубине"обороны [6];
- "не освоено управление взводом и ротой в наступательном бою" [6]
6) Бой в обороне
- "Расположение батальона в обороне на главной оборонительной полосе и оборудование батальонного района обороны
во всех проверенных частях отработаны удовлетворительно. Выбор переднего края, расположение огневых
точек, отрывка окопов везде делается более или менее правильно, хотя в некоторых частях ... наблюдается
стремление выносить расположение обороны на высоты и резко выдающиеся бугры, являющиеся хорошей мишенью для
артиллерии" [5]
- "Маскировка оборонительных сооружений, за небольшими исключениями плохая" [5]
- "Система пехотного и артиллерийского огня обороны обычно мало увязывается с системой препятствий,
часто препятствия не прикрываются огнем. Оборонительные работы не доводятся до конца: оборонительные
сооружения при наличии времени не развиваются и не совершенствуются. Особенно плохо окапываются минометы,
противотанковые и полковые орудия" [5]
7) Разведка
- "Разведка ведется плохо, части действуют вслепую. Как правило, наступающие боевые порядки не имеют впереди себя органов боевой разведки (разведдозоров) и охраняющих подразделений. Наблюдение за флангами и охрана флангов отсутствуют, благодаря чему боевые порядки очень чувствительны к флангам" [5]
- "слабо осуществляется разведка и наблюдение за полем боя;" [6]
8) Cвязь и управление"
- "Управление в звене взвод — рота — батальон не отработано.
Командиры не умеют выбирать себе место для командного пункта: обычно располагаются в пределах линий боевого порядка, лишая себя возможности наблюдать за всем боевым порядком и подвергаясь опасности поражения при первом же огне противника.
Применяемые способы управления примитивны. Сигнализация не практикуется, да и средств сигнализации в войсках мало и они очень однообразны. Служба связных не налажена, и пользоваться ею не умеют" [5]
7) Взаимодействие
- «Организовано взаимодействие?» — «Так точно, организовано». Тогда я спрашиваю командира
артиллерийского дивизиона: «Как фамилия командира стрелкового батальона?» — «Не знаю».
Как же можно говорить, что взаимодействие хорошо организовано. Спрашиваю командира
стрелкового батальона: «Сколько и каких пушек в артиллерийском дивизионе, который
вас поддерживает?» — «Не могу знать». [3-8]
- "плохо организуется взаимодействие пехоты, артиллерии и танков" [6]
8) Причины недостатков
- "значительный отрыв личного состава от боевой подготовки на хозяйственные работы,
оборонительное строительство, караульную службу, охрану объектов, сопровождение и
охрану грузов. Особенно большой отрыв от боевой подготовки отмечался в период отмобилизования
и проведения организационных мероприятий" [3-10]
- "В практической работе имеются только отдельные случаи, когда командиры соединений и частей
были привлечены к ответственности за плохое руководство боевой подготовкой. В то же время
отмечается ряд случаев, когда командиры соединений и частей, не справившиеся с работой,
получали назначения на высшие должности и очередные военные звания;" [3-10]
- "Планы боевой подготовки во всех проверенных военных округах систематически не
выполнялись. Срывы, переносы занятий — обычное явление в большинстве соединений и частей" [3-10]
Выводы делайте самостоятельно.
[1] Акт приема Наркомата обороны СССР С. К. Тимошенко от К. Е. Ворошилова
[2] единый штат военного времени 04/620.
[3] Материалы совещания высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940 г.
[3-1] Музыченко И. Н., генерал-лейтенант, командующий 6-й армией Киевского особого военного округа
[3-2] Конев И. С., генерал-лейтенант, командующий войсками Забайкальского военного округа
[3-3] Гришин И.Т., полковник, командир 137 стрелковой дивизии, Московский военный округ
[3-4] Климовских В. Е., генерал-майор, начальник штаба Западного особого военного округа
[3-5] Смирнов А. К., генерал-лейтенант, генерал-инспектор пехоты Красной Армии
[3-6] Штерн Г. М., генерал-полковник, командующий войсками Дальневосточного фронта
[3-7] И. Г. ЗАХАРКИН, генерал-лейтенант, заместитель командующего войсками Московского военного округа
[3-8] Власов А. А., генерал-майор, командир 99-й стрелковой дивизии, Киевский особый военный округ
[3-9] С.К. Тимошенко
[3-10] Курдюмов В.Н., генерал-лейтенант, начальник Управления боевой подготовки Красной Армии
[4] Директива o pадачах oгневой подготовки военных округов, объединений, соединений, частей на летний период 1941 Года № 34678 17 Мая 1941 Г.
[5] Директива военным советам округов (фронта) о результатах инспектирования западного особого военного округа № 15119-с 27 сентября 1940 г.
[6] Приказ о результатах осенних инспекторских смотров штабов и войск ряда военных округов и Дальневосточного фронта № 0306 6 ноября 1940 г.
[7] Приказ о боевой и политической подготовке войск в летний период 1940 учебного года № 120 16 мая 1940 г.
Включаем мозги и выключаем больную фантазию. (c) all rights reserved for ShtAl.